Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Александра Адамского 
Презентация к выступлению Мивако Ито (Япония) 
Презентация к выступлению Кристин Чен (Сингапур) 

Открытый университет «Эврика»:




18 октября 2014 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» состоялась работа Открытого университета «Эврика», где с первой частью доклада «Как работают и почему не работают институты в образовании» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Александр Адамский обозначил рамку обсуждения - «Институциональная образовательная политика» - во взаимоотношении понятий «норма» и «деятельность». Соотношение – противоречие этих понятий и формирует понятие институтов. Если проводить образовательную политику как институциональную, то влияние деятельности на изменение нормы должно обеспечиваться ее эффективностью. Нормы или нормативные основания задерживают изменение деятельности, либо деятельность выходит за границы нормы, и деятельность затухает. Многообразие и вариативность деятельности создает проблему функционирования института.

Второе замечание заключается в генезисе человеческих отношений в культурно-историческом аспекте. Первой и остающейся до сих пор жизнеспособной формой появления нормы является «эффект фараона», когда норма связана с властителем. Попытка уйти от такой нормы болезненна. Отчуждение нормы от властителя, произошедшая в истории – гениальная инициатива. В образовании остается в действии этот эффект, определяющий тип отношений учителя и ребенка.

В ходе обсуждения был поставлен вопрос: «Если продуктивная деятельность вступает в противоречие с нормой, то является ли это кризисом института?». Эксперт подчеркнул, что образовательная политика – это политика преобразования институтов. Не всякая деятельность является основой для преобразования института, но всякая деятельность влияет на норму. Норма определяет границы, а границы нужны для того, чтобы отличить развитие и неразвитие. Если нет границы – не замечается развитие.

Вопрос рождения нормы - не универсальный. Есть другие, «нефараоновские» истории порождения нормы. Ответ на вопрос - что первично: деятельность или норма? - зависит от культурно-исторической ситуации. В фараоновской норме первичнее именно норма. В других форматах порождения нормы - деятельность. Как только деятельность стала равноценной норме, это усугубило проблему. Проблема заключается в решении вопросов: «Как сочетать: где свобода и границы свободы, где подчинение и воля?»

В детском саду эта история разворачивается на взаимоотношениях педагога и воспитанника, где чаще всего воспитатель – «фараон» и происходит игнорирование воли маленького человека и заполнение всего пространства волей педагога. Результаты действия данной нормы проявляются в основной школе. Строить институт «фараона» – легко. Строить институт, поддерживающий самостоятельность и действия ребенка – сложно. Сегодня построение институтов и современной образовательной политики находится на перепутье: либо становиться институтом поддержки множества активностей и усиливать единство многообразия, либо…

Следующий тезис связан с субъектностью формирования нормы. Норму формирует меньшинство, шаг от фараона до людей не произошел натурально. Шагом вперед является и возможность включения этого меньшинства в процесс формирования нормы.

При формировании образовательной политики необходимо удерживать связь между всеми ее частями, удерживая многообразие этих связей. Для разных субъектов образовательной политики – свой уровень связей. Важно ответить на вопрос: «Надо ли всех - учителя, воспитателя, ребенка погружать во все многообразие связей?». В современной ситуации институт задает то многообразие связей, которое вытесняет собственно ребенка. Отчет важнее результата. Тем не менее, есть тенденции и ориентиры в образовательной политике, связанные с тем, что мы называем нормой и деятельностью.

Тенденция складывается от деятельности многих людей, а не от действия нормы. В разрезе обсуждения некоторых оформившихся тенденций в системе образования были рассмотрены варианты их институционального оформления:

  • использование он-лайн контента в обучении. Учитывая, что он-лайн контент не структурирован, и в этом смысле мало соотносится с учебным материалом, возможно ли появление институциональной нормы закрепляющей доминирование он-лайнового содержания?
  • по мнению экспертов, сегодня на первом месте не знание академического содержания по предмету, а знание, к примеру, нормы поведения, что плохо связано с первым форматом образовательного результата. Может ли появиться норма, закрепляющая доминанту результата в виде присвоения нормы поведения? Возможно ли это институционально оформить и закрепить?

Кризис институциональности связан не с тем, что люди хотят делать что хотят, а с тем, что возникающие тенденции трудно либо невозможно институционализировать. Кризис институционализации связан с усложнением образовательной деятельности и с тем, что формы деятельности вышли за границы нормы.

Здесь существуют два выхода: вернуть все назад или обеспечить прорыв в институционализации.

Критический момент наблюдается и с языком: родной, государственный и иностранный язык должны сосуществовать. Полилингвальность – нормальная ситуация для ребенка. Есть убежденность в том, что образовательными средствами полилингвальная среда моделируется. Вопрос - как это институционально закрепить?

В заключительной части лекции был рассмотрен вопрос о больших данных. Большие данные – социальная среда, среда образования, там происходят отношения, формируются культурные среды. Искусственное противопоставление натурального и виртуального в современной ситуации становится бессмысленным. При наличии большой базы данных – средние показатели не важны. «Среднее значение» становится бессмысленным для управления, хотя они формально существуют. Большие данные дают возможность учета огромного объема показателей, в этом смысле развитие институтов - в пространстве больших данных.

Эржени БУДАЕВА




18 октября 2014 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» состоялась работа Открытого университета «Эврика», где прошла мастерская доктора Кристин Чен, Президента Ассоциации учителей дошкольных учреждений в Сингапуре «Предвидение будущего и не несекретный механизм реализации».

Кристин Чен рассказала, как становилось дошкольное образование в Сингапуре с 1960-х годов, когда Правительство Сингапура сосредоточилось на доступности и открытости дошкольного образования, чтобы каждая семья могла получить данную услугу. Все дошкольные учреждения – частные. Только в 2013 году государство обозначило 5 центров по уходу за детьми (0,3% всех дошкольных учреждений страны), которые стали государственными. Дошкольные учреждения Сингапура можно разделить на 2 группы:

  • Центры по уходу (пребывание детей с 7.00 до 19.00)
  • Детские сады (пребывание детей только 4 часа в день)

Они могут занимать несколько комнат в торговом центре, жилом доме или отдельное здание в престижном жилом районе. Их устройство отдано в руки общественных организаций и частного бизнеса. Поэтому в Сингапуре существуют детские сады при христианской церкви, мечети или индуистском храме. Самая крупная сеть учреждена общественным фондом правящей Партии народного действия.

Образование педагогов занимает центральное место в развитии дошкольного образования. В 2003 году разработана специальная программа по подготовке специалистов в области дошкольного образования, реализуемая Ассоциацией учителей дошкольных учреждений в Сингапуре. Это своего рода политехникум, по окончании которого выпускник получает диплом, позволяющий ему работать в системе дошкольного образования – учителем, младшим учителем, а также специалистом по ИЗО или музыкальным руководителем. Управляет этой организацией Министерство образования совместно с Министерством социального и семейного развития. Дошкольные учителя Сингапура имеют эффективный учебный маршрут. К слову сказать, на должность учителя в детском саду обычно существует небольшой конкурс.

В детских садах в основном все занятия проводят учителя. Они должны владеть технологиями обучения детей работать самостоятельно как в малых группах, так и в больших коллективных проектах.

Обязательной системы оценки качества дошкольного образования в Сингапуре не существует, но каждая организация при регистрации должна получить лицензию, позволяющую осуществлять образовательную деятельность. Для получения лицензии необходимо показать, что в детском саду или образовательном центре имеются все условия: педагоги, имеющие соответствующее образование, и помещение, достаточное для реализации образовательной программы.

Чтобы помочь родителям выбрать детский сад или образовательный центр, в ноябре 2010 года Министерство образования разработало Руководство по аккредитации дошкольных образовательных организаций (SPARK), призванное обеспечить признание и поддержку дошкольных лидеров.

Практически это стандарты, направленные на повышение качества дошкольного образования, и одновременно руководство для родителей по объективному выбору организации. Внешняя оценка осуществляется квалифицированными специалистами, имеющими опыт в дошкольном образовании и специально подготовленными к такой деятельности. Дошкольным учреждениям, которые отвечают всем требованиям, вручается сертификат – своего рода знак качества образования, который действителен в течение трех лет.

Для получения сертификата необходимо пройти четыре этапа. Первый этап – это регистрация и лицензирование образовательной организации. Этот уровень обязателен для всех дошкольных организаций. Он гарантирует, что работа данного детского сада соответствует минимальным стандартам. На втором этапе всем дошкольным организациям настоятельно рекомендуют ежегодно заниматься самооценкой. Третий этап включает в себя оценку качества образования в дошкольной организации внешними экспертами на предмет соответствия требованиям SPARK. На четвертом этапе дошкольные организации дифференцируются по качеству образования. Внешняя и внутренняя экспертиза осуществляется при помощи инструмента, основанного на таких критериях, как лидерство, планирование и администрирование, управление персоналом и ресурсами, учебная программа, педагогика и здравоохранение, гигиена и безопасность.

Иван ТРИФОНОВ




18 октября 2014 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика»состоялась работа Открытого университета «Эврика», где прошла мастерская Мивако Ито (Япония), Университет Кобэ, преподаватель, Ph. D «Традиция преподавания и изучения родного языка и иностранных языков в японском образовании и глобализация».

Тема исследования Мивако Ито - разработка методики преподавания родного языка и иностранных языков на основе подходов Выготского. «Я считаю, - говорит Мивако Ито, - что образовательная политика может быть эффективной только в том случае, если она учитывает национальную традицию и национальную психологию, и в то же время не упускает из сферы своего внимания процессы глобализации».

История уже доказала, что существование только внутри национальной культуры сдерживает развитие страны, но разумное сочетание национальных традиций и внешнего влияния, напротив, приводят к значительному росту. С другой стороны, закрыв страну для внешнего влияния, Япония смогла пойти по собственному пути, сформировав свою особую культуру. Наличие крепких основ позволило успешно интегрировать западные технологии после открытия страны. Синтез традиций и интернационализации можно увидеть и в японском языке. Японцы не просто принимали чужие понятия, но придумывали удачные переводы для каждого понятия. «Японизация» понятий способствовала распространению новых концепций, идей и их применению.

Однако такой подход имеет и свои негативные последствия. Существует мнение, что обучение иностранному языку негативно скажется на изучении родного языка. Кроме того, японцы считают, что их язык очень труден в изучении. Есть и другие причины для достаточно невысокой необходимости в овладении иностранными языками: развитый внутренний рынок, закрытая культура, специфика коммуникативного типа общения японцев, народа, состоящего из одной этнической группы. Для японцев важен коллективный способ действия. В США же считается, что важнее всего развивать в детях чувство независимости, чтобы отстаивать свои принципы. Индивидуальный способ действия предпочтительнее коллективного. Различия культурных традиций также препятствуют развитию процесса изучения иностранных языков.

Таким образом, имеет место своеобразное противопоставление изучения родного языка изучению иностранного. Одной из ключевых задач, стоящих перед системой образования Японии является развитие образовательных технологий, которые позволят эффективно преподавать как иностранные языки, так и родной язык.

Нужно отметить, что вопрос о том, стоит ли преподавать иностранные языки в начальной школе (а эта ступень образования в японской системе образования занимает 6 лет) обсуждался почти 22 года. Преподавание началось после трехлетнего апробационного периода и только с 5-го класса. Занятия проводятся не чаще одного занятия в неделю. Предмет не считается официальным, поэтому учителя не ставят ученикам оценки. Алфавит также не изучается. Считается, что гораздо важнее запоминать звучание англоязычных слов. Ограниченность программы преподавания языка нашла свое отражение в результатах сравнительных международных исследований. Япония занимает 40 место в рейтинге TOEIC(Китай – 12, Южная Корея – 30).

Правительство Японии решило реформировать процесс преподавания английского языка к 2020-му году. Принят «План проведения реформы в области преподавания английского языка, отвечающий требованиям глобализации». Изучение английского языка начнется с третьего класса, а не с пятого, как сейчас. Английский язык будет считаться обязательным и станет официальным предметом.

Одновременно реформируются и программы изучения родного языка, осуществляется переход от зубрежки к содержанию, умению логически излагать свои мысли. «PISA– шок», когда в течение нескольких лет японские школьники показывали снижение качества выполнения заданий на читательскую грамотность, показал, что японские ученики хуже справляются с заданиями именно потому, что принцип логической структуры построения предложений отличается от тех, что приведены в заданиях. Ключевыми принципами реформирования преподавания родного языка стало увеличение количества заданий на содержательное описание событий, умение логически излагать свои мысли и в рамках других предметов. Стало очевидным, что изменение методики преподавания как родного, так и иностранного языка должно осуществляться исходя из учета национальной специфики, культурных традиций страны, и возможности их сочетания с культурными традициями стран изучаемых языков. Без глубокого рассмотрения этих аспектов любая методика преподавания не может работать эффективно. Нельзя противопоставлять преподавание родного языка и иностранного языка. Необходима эффективная методика, которая позволит изучать оба языка.

Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100