Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

День шестой




События шестого дня стажировки в Сингапуре комментируют представители делегации Республики Саха (Якутия) и Роза Янушковская, заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29 «Чебурашка» г.Южно-Сахалинск.

Ольга Саввинова: Сами дети активно участвуют в создании среды детского сада

Пребывание в Сингапуре для каждого члена делегации из далекой Якутии впечатляет охватом положительных эмоций. Шестой день не стал исключением. Сегодня мы посетили детский сад при церкви Святого Якова, где нас радушно встретила Жаклин Чанг - руководитель учреждения.

Данный детский сад является некоммерческой платной организацией. Общее количество детей составляет около 860. Детский сад работает в две смены по 3 часа, в каждой группе работают по 2 учителя – один говорит только на английском языке, второй - на китайском.

В начале нашей экскурсии Жаклин Чанг сообщила о том, что сегодня день будет «немножко шумным и суетливым», так как у детей из разных групп появилась возможность ходить в гости друг к другу, чтобы поделиться результатами своей проектной деятельности, которая продолжалась 6 недель. Дети участвуют в совместной деятельности по определенным темам. Темы проектов предельно просты и разнообразны: цветы, пуговицы, трубы, коробки, колеса, рис и другое. Идея создания многих проектов рождается из неожиданных ситуаций повседневной жизни. Например, проект «Конструкторы» возник таким образом: в одно время на территории детского сада собралось очень много пчел, вызвав беспокойство родителей. Но сотрудники успокоили их, объяснив, что это медовые пчелы. В тот же день вытащили улей из крыши. Собрали 3 баночки меда, угостили детей и рассказали откуда они получили этот мед. У детей появилось очень много вопросов. Как они попали туда? Как пчелы построили дом? Как получили мед? В итоге данной беседы получился увлекательный, интересный проект, где участвовали все дети, их родители и коллектив детского сада. Каждый проект длится по 6 недель, 2 недели дается на сбор и изучение информации из разных источников, остальные 4 недели посвящены практической и итоговой частям. Нас еще раз убедило то, что проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит появится уверенность в своих силах.

Жаклин, увлекая нас за собой, в очередной раз заставляет всех широко раскрыть глаза, оказывается наш российский призыв идти в педагогике «от ребенка», стал реальным в сингапурском детском саду. Поддержка детской инициативы – это правило для всех, включая родителей. Какие только детские проекты здесь не воплощаются в жизнь, детей слышат, понимают психологические законы их развития. Чтобы очередная проектная идея родилась в голове дошкольника, ему нужно много наблюдать, получать разнообразные представления об окружающем. Территория детского изобилует материалом для ярких детских впечатлений: минизоопарк, площадка для творчества, уголки живых джунглей, спортплощадка и другое. Все сделано просто, без всяких эстетических и гигиенических заморочек, но с выдумкой и душой.

Во время экскурсии мы посетили групповые комнаты, игровые площадки, музыкальный и спортивный залы. На территории детского сада 4 игровые площадки. Одна из площадок сделана из природного материала, дизайн которого предложили сами дети. Они сами решили, из чего будет сделана площадка и как это будет выглядеть. Дети пожелали, чтобы в этом месте были горка и мостик. Вся конструкция площадки выполнена из натуральной древесины. В итоге получилась естественная среда, где дети имеют возможность наблюдать за окружающим миром. Отрадно видеть, что сами дети активно участвуют в создании среды детского сада.

Роза Янушковская: Размышления в сравнении

Вы помните детство? Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых изумительных встреч с этим удивительным миром! Восторг! Удивление! Радость! Печаль! И даже слезы… Повлияло ли ваше детство и то, как вы его прожили, на вашу жизнь сегодня? Одни до сих пор считают, что это влияние не столь драматично, другие понимают, что детство определяет не только будущее, но и настоящее. Но при этом все (и государство, и общество, и родители, но каждый на своем уровне) сходятся в одном: дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни человека.

Знакомьтесь: детские сады Сингапура и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Чебурашка» г.Южно-Сахалинск.

По информации директора детского сада Святого Якова Жаклин Чанг, из 1500 дошкольных учреждений Сингапура только 7 государственных. Все детские сады Сингапура делятся на три группы: партнеры Правительства (45%); некоммерческие детские сады (25%); коммерческие детские сады (30%). В Южно-Сахалинске, как и во всей России, функционирует система муниципальных (государственных) детских садов.

По приказу Департамента образования г. Южно-Сахалинска в 1997 году в детском саду «Чебурашка» была открыта группа кратковременного пребывания, на протяжении многих лет охватывающая не более 10-12 детей (для сравнения: услугой полного пребывания в детском саду «Чебурашка» охвачено 280 детей). В сингапурском детском саду Святого Якова охвачено трехчасовым пребыванием 860 детей.

И в детском саду «Чебурашка», и в Сингапуре в детских садах малышей ждут добрые, внимательные, отзывчивые взрослые, которых отличает не только высокий образовательный ценз, квалификация, но и стремление создавать уютный дом с неповторимым жизненным укладом. Зададимся вопросом: «Чем же отличаются дошкольные учреждения России и Сингапура?»

На самом деле, пока родители решают свои взрослые проблемы, малыши у нас (с 2 до 8 лет) и у них (с 3 до 6 лет), проживают разные виды деятельности, приобретают систему знаний, навыков, умений, развивают свои творческие способности: в России через занятия с участием одного воспитателя, в Сингапуре – через активную проектную деятельность с участием 2-3 взрослых, создающих билингвальную среду. Нас всех поразило, что дети, находясь в условиях полнейшего благоприятного комфорта, в условиях поиска решения интересующих их проблем, не только творческого характера, но и глобального направления (жизнь, любовь, терпение, понимание, забота), остаются очаровательными и непосредственными. Итогом проектной деятельности детей явились плакаты, конструкции, сооружения, выполненные в разных техниках, на каждом этапе реализации проекта.

Детские сады в Сингапуре отличает естественная открытая развивающая образовательная среда. По мере роста благосостояния сингапурских граждан, их все более интересуют вопросы не только материального, но еще и нравственного благополучия семей и детей, защиты детей от агрессивной информационной среды, способной нанести вред ребенку, сохранения и защиты традиционных семейных ценностей, воспитания детей, основанного на заботе и уважении друг к другу, взаимного стремления всех членов семьи к сохранению мира, спокойствия, взаимоуважения и благополучия семьи. Так же сингапурский детский сад отличает высокий образовательный ценз родителей, но, что особо удивило, – это не прекращающийся творческий поиск педагогов и высокий уровень благотворительности и государства, и бизнеса, и простых граждан по отношению к образованию. Благотворить – значит делать добро, и дай Бог всем нам – детям, педагогам, учреждениям - чувствовать всегда общее внимание, крепкое партнерское плечо бизнеса, власти, общества. Мы убедились еще раз, находясь на зарубежной стажировке, что чем больше государство будет вкладывать средств в образование (а педагоги при этом смогут получать достойную заработную плату), тем больше мы, работники образования, сможем вкладывать свою душу в воспитанников, любить их, позитивно воспринимать все их проблемы, сможем научить их быть победителями, достойно сносить удары судьбы, а главное – сможем вырастить наше будущее – гражданина России, патриота Родины.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100