Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

День пятый




События пятого дня стажировки в Сингапуре комментируют Ирина Галциди, директор гимназии «Росток» (г.Анапа) и Марина Бусова, начальник Управления образования администрации г.Урай (ХМАО) и Андрей Мольков, представитель Нижегородского института развития образования.

Андрей Мольков: Сингапур - зона стремительного развития

Сингапур - молодая страна, которая очень хочет проявить себя и вырваться из своего прежнего положения, тем самым показывая всему миру эффективную технологию прорыва в лучшее будущее. Здесь можно задать различные вопросы, найти ответы, обнаружив неожиданные образовательные результаты – предметные, метапредметные, личностные.

Ранним утром пятого дня стажировки начальная школа Nanyang Primary Schoolвстретила нас зданием многозвездочного тропического отеля. Директор школы mrs Lee Hui Feng поделилась с нами системой ценностей и принципов школы Nanyang и системы образования Сингапура в целом. Размышления над стройными конструкциями идеалов, парадигм, фокусов, этапов привели к появлению гипотезы об открытии Сингапуром нового способа развития общества с колониальным прошлым. Его основной выступает изменение позиции колонии и переход в революционное наступление на господствующую метрополию, включающее рациональное заимствование ее основных достижений. Среди последних решающими оказываются культура и язык, которые становятся ключом к продуктивным технологиям западного мира, что, умножаясь на дисциплинированность и трудолюбие, превращает Сингапур в одного из мировых лидеров.

Новый тип колониализма или антиколониализм? Как бы то ни было, в сингапурской школе обнаруживается невероятно продуктивный симбиоз западных предметных и метапредметных концепций и методов и восточных личностных традиций и отношений. В просторных школьных классах и коридорах замечаешь уважение, ответственность, исполнительность, почтительность детей, что не мешает им быть открытыми незнакомым, дружелюбными и раскрепощёнными. Оказывается возможным и даже эффективным сочетание безусловного следования государственным стандартам с самостоятельностью школы, с доверием к ней и отсутствием перманентного контроля со стороны органов управления образованием.

Сингапурцы говорят, что в у них в государстве есть только один ресурс – это его жители. Этот факт заставляет максимально фокусироваться на людях, которые не переставая стремится к профессионализму, создают будущих профессионалов. Оценить качество и отношение к системе подготовки и переподготовки кадров в Сингапуре наглядно и детально удалось при знакомстве с Ассоциацией учителей дошкольного образования Association For Early Childhood Educators (Singapore). Эффективность и стремительность развития системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования в дошкольном образовании можно оценить исходя из того, что еще четырнадцать лет назад ситуация на данном уровне образования оценивалась как неудовлетворительная, в детских садах могли работать учителя без дипломов и специального образования, а ее специалисты занимали всего лишь один стол (!) в министерстве образования. На сегодняшний день существует более десяти образовательных организаций различных форм и статусов, осуществляющих повышение квалификации и сопровождающих профессиональное развитие учителей детских садов, а в министерстве образования существует Комитет по аккредитации и лицензированию, которым разработан комплекс стандартов по дошкольному образованию. Реализуются целый комплекс проектов и программ профессионального развития, как платных для учителей и образовательных организаций, так и бесплатных, финансируемых министерством образования. Отдельно стоит отметить цикл специальных программ по обучению родителей дословно «родительству» - Parenting Programm(например, по обучению чтению «Ready, Set, Read»), что представляется актуальным и для российской образовательной действительности в контексте все возрастающих требований к школе со стороны родителей.

Во время встречи с директором школы Nanyang был задан вопрос: почему образование в Сингапуре самое лучшее в мире? Прозвучавший ответ, возможно, самый правильный из всех возможных: а мы совсем не считаем, что мы самые лучшие! Именно такая позиция, по моему глубокому убеждению, позволяет Сингапурской системе образования быть такой, какая она есть, и становиться лучше, определяя зону своего ближайшего развития.

Ирина Галциди, Марина Бусова: Совершенство складывается из мелочей

Совершенство складывается из мелочей (Микеланджело) - это и положим в основу рассуждений.

В Сингапуре поражает не грандиозность небоскребов, не разумность дорожных развязок - это сегодня обычное явление в высокоразвитых странах. Поражают детали, мелочи, казалось бы, например, швейцар, стоящий на входе в отель, будет 15 раз (если вы 15 раз проходите в эту дверь) с невероятной радостью приветствовать вас и искренне желать вам прекрасного дня. И хочется непременно ответить ему тем же. Мелочи. Если вы спрашиваете, как пройти в то или иное место, местные жители не размахивают руками, указывая, сколько раз вам надо повернуть направо или налево, они просто проводят вас до места (в пределах отеля или торгового центра).

Сегодня мы посетили начальную школу Nanyang в Сингапуре. Школа Nanyang - это 2605 учащихся в возрасте от 6 до 12 лет (1 ступень обучения), 79 классов, 12 классов для одаренных детей. Это еще и красивое, необычное по архитектуре здание, с многочисленными мастерскими, современными спортивными площадками, местами для отдыха и массовых мероприятий. Школе 96 лет. Учебный год начинается 2 января, заканчивается в середине ноября, через каждые 10 недель - каникулы. Всего в учебном году 40 учебных недель, 4 четверти. Учебный день состоит из 11 уроков продолжительность 30 минут.

Директор школы в Сингапуре - это руководитель изменениями, духовный лидер, способный генерировать позитивную энергию.

В основе обучения много заимствовано из китайской философии: мысли рождают слова, слова приводят к действиям, действия рождают привычки, из привычек складывается характер, и он определяет судьбу. В данной школе в числе обязательных для изучения предметов: английский и китайский языки, математика, искусство.

Мы узнали, что Министерством образования Сингапура задан приоритет целостного образования детей, ориентированного на человеческие ценности. Среди них - ценность семьи: уважение в семье друг к другу, забота о членах семьи; воспитывается вера в семью, достижение успеха в семье.

Вообще, обращает на себя внимание отношение государства к образованию - это приоритетный, стратегический ресурс существования государства. В этом и заключается миссия образования - вносить свой вклад в развитие мира в целом.

Формула сингапурского образования, в нашем понимании, является таковой: хорошее образование позволяет найти достойную работу, которая дает материальное благополучие в семье, а в сочетании с духовными ценностями и творческим потенциалом личности делает семью счастливой.

Еще одна мелочь. Просматривая местные газеты удивляет, что на первой полосе почти каждого издания размещена статья (или новость) об образовании. Оставим без комментариев...

Требуется 10 лет, чтобы вырастить дерево и 100 лет - чтобы вырастить человека. Каким он будет, человек, которого вырастит Сингапур – узнаем через 51 год, но сейчас можно точно сказать, что он будет совершенно другим по сравнению с нами.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100