Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

День третий




События третьего дня стажировки в Сингапуре комментируют Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия, Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики "Эврика", Галина Фомицкая, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики и Татьяна Будаева, начальник отдела Министерства образования и науки Республики Бурятия.

Алдар Дамдинов: Спасла школа

Третий день пребывания в Сингапуре все больше приоткрывает нам дверь в мир удивительных инноваций, неизгладимых впечатлений, потрясающих традиций. Кажется, что каждая деталь, образ, картинка открывающегося города повествует об истории достижения успеха этого сравнительно молодого города-государства.

Трудно представить себе, что более чем 50 лет назад Сингапур представлял собой страну третьего мира с полностью зависимой экономикой, неразвитыми политическими институтами, фактически разобщенным, раздираемыми внутренними противоречиями обществом, что скорее всего играло «положительную» роль в исполнении безусловно, важного, но далеко не единственного форпоста западного мира в непонятной и загадочной юго-восточной Азии. Судьба Сингапура была предопределена в послевоенные годы, на фоне глобальных изменений, когда старые колониальные державы уступали новым, а коммунистические режимы в странах юго-востока Азии набирали силу, в этих условиях фактическая сдача Сингапура было делом решенным.

Спасла школа. А именно, английская система образования, уже глубоко укоренившаяся в Сингапуре, и давшая поколению 20-х годов хорошее образование. Среди этих молодых людей появились лидеры, сложилась команда управленцев во главе с уже легендарным Ли Куан Ю. Мы не будем пересказывать историю Сингапура. Нам важна отправная точка.

Итак, инновации начались 49 лет назад. И в первую очередь в образовании. Образовательная система того времени, помимо элитарной английской школы, представляла собой довольно разрозненную сеть национальных школ, в которых обучение велось на родном языке. При общем преобладании китайского населения активно развивались китайские школы, часто финансируемые с материкового Китая и местным сообществом предпринимателей. Практически по такому же принципу развивались и другие школы основных этнических групп Сингапура. Поскольку в стране не было природных ресурсов, необходимых для развития, правительство выбрало путь интеллектуальной модернизации, изначально нацеленная на создание условий для воспитания и обучения конкурентоспособных профессионалов, способных адаптироваться к различным жизненным и культурным условиям. Образование должно было выполнить еще одну важную функцию: функцию объединения нации, создания единого представления о гражданственности. Таким выходом стало внедрение билингвизма в образовательную среду. Ли Куан Ю в одном интервью сказал: «Все должны учить английский, а родной язык должен стать вторым языком», тем самым выразив образовательную политику тех лет, которые вначале были приняты неоднозначно, но потом доказали свою правоту. На самом деле внедрение английского, а затем и литературного китайского, при безусловном сохранении родного языка различных национальных групп, создало блестящие возможности для выпускников Сингапурской модели образования. То, что фактически пытаемся внедрить сегодня и мы в своей образовательной среде. Возникает вопрос, будут ли также мотивированы наши преподаватели английского языка и наши ученики, как поколение сингапурцев тех лет, в тех непростых условиях. Изучая образовательную историю Сингапура, приходишь к выводу - без понятной государственной политики, направленной на повышение качества жизни путем реформирования жизненного уклада страны, в этом вопросе добиться такого же эффекта будет трудно.

Выполняя поручение своего давнего друга, сегодня встретился в лобби нашего отеля с коренным сингапурцем мистером Элтоном (к слову, поручение состояло в передаче нехитрого презента в виде наших кедровых орешек и неизменной русской водки - невольно думаешь о глобальном изменении во вкусах современных сингапурцев), в разговоре с ним (здесь особая благодарность Алле Антоновой) Элтон не раз подчеркивал возможность ведения его бизнеса, благодаря знанию английского и литературного китайского языка, тем самым фактически натурально демонстрируя, что Сингапур служит мощным бизнес-мостом между Восточным и Западным миром.

В своей автобиографической истории Ли Куан Ю не раз указывал на важность консолидации общества, создания единой платформы для последующего развития, создание новых традиций, изменения общества в лучшую сторону. Путем переговоров, взаимных уступок, ошибок, а порой и очень жестких санкций ему и его команде удалось создать невозможное. Результат мы видим сегодня. В том числе и в моем новом знакомом мистере Элтоне. И ещё, меня поразила фотография в газете "The Sunday Times", посвященная 49-й годовщине, где 90-летний Ли Куан Ю среди своих сограждан абсолютно безмятежно наслаждается праздником. Какие ощущения у человека сотворившего историю? О чем вспоминал он в этот день? А может думал о будущем? Мы этого не узнаем, но скорее всего увидим!

Галина Фомицкая: Образование - семейная ценность

В Сингапуре - сезон дождей, небо в основном затянуто большими кучевыми облаками, периодически спускающимися на землю короткими тропическими ливнями, после которых сразу появляется яркое солнце. Его лучи весело играют в быстро высыхающих лужах, распадаются на тысячи мелких мозаичных бликов в дождевых капельках, стекающих с ветровых стекол автомобилей. И мир вокруг снова наполняется разными красками. Если смотреть на окружающий мир детскими глазами, то возникает масса вопросов: почему происходит смена дня и ночи, откуда берется дождь, сопровождающийся молнией и громом? Кто живет в воде, а кто на суше? Как устроен человек, как воспринимает он мир и каковы возможности человеческого мозга?

Есть у маленьких сингапурцев уникальная возможность найти ответы на эти и множество других вопросов в Научном центре Сингапура, посещение которого стало основным событием сегодняшнего дня.

Этот оригинальный образовательно-развлекательный центр представляет собой современную образовательную среду, погружение в которую одинаково интересно и детям, и взрослым. Это огромное трехэтажное здание, выстроенное по всем канонам современной архитектуры, расположенном в отдаленном от центра городском квартале. В нем оборудованы выставочные галереи, где представлены интерактивные экспонаты, демонстрирующие достижения разных наук. Погружение в образовательную среду начинается уже во дворе Центра, и оно настолько естественно, что дети и не подозревают о том, что развлекаясь, они постигают новое знание, приобретают некоторый жизненный опыт. Фонтанчики, в которых можно побродить, пострелять из водомета, проверить силу фонтанирующей воды. А уже в выставочном зале увидеть и ощутить удивительный живой подводный мир - от моллюсков, кораллов до морских хищников. К окончанию экспозиции даже дошколенок может сделать вывод о том, что вода есть основа жизни на земле. И этот вывод есть метапредметный результат, основанный на интеграции знаний нескольких образовательных областей - биологии, физики, экологии.

Образец современного урока мы могли наблюдать в зале электромагнитных волн. Это очень увлекательное шоу, где было показано происхождение электричества в естественных условиях (разряд молнии), возникновение электрической цепи, течение тока по проводам, сопровождающееся ненавязчивым показом соблюдения правил безопасности.

Русская поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» первым делом приходит на ум при посещении экспозиции «Человеческое тело», которая поражает воображение. Это практически виртуальное путешествие по человеческому телу с элементами симуляции, где можно увидеть работу и взаимосвязь всех внутренних органов, наблюдать, как непросто приходится человеческому организму при чрезмерных нагрузках, после чего возникает естественное желание бережно относиться к своему здоровью.

Экспозиция уникальна сама по себе, но ее уникальность усиливается, если ее рассматривать с точки зрения профилизации. Идею профилизации подтверждает следующая экспозиция «Жизнь с вирусами», где представляется возможность не только вступить в научный диалог со светилами науки, но и поучаствовать в виртуальной операции на почках с применением современного медицинского оборудования.

Есть в Центре и планетарий, и суперсовременный кинозал, то есть все то, что является структурными компонентами современной образовательной среды. Однако поражает не только это, в большей мере вызывает восхищение то, что большое количество детей, которых мы повстречали в Центре, пришли туда в сопровождении родителей. Мы наблюдали, как папа что-то увлеченно рассказывал своему дитя в экспозиции «История электроники», было видно, что тема интересна для обоих. С каким неподдельным интересом дети вместе с родителями наблюдали опыты по превращению энергии!

Сегодняшний и прошедшие дни убеждают, что образование в Сингапуре является семейной ценностью.

Обратно мы возвращались в метро, которое практически ничего общего не имеет с привычным для нас московским собратом. Здесь все очень чисто, красиво и безопасно. Двойная защита дверей, пластиковые сиденья в просторном вагоне занимают немного места. Примечательно, что сиденья для пассажиров с детьми и инвалидов никто не занимает, даже если они свободны. Для удобства пассажиров, переезжающих стоя, вдоль вагона расположены шесты и держатели. Работают кондиционеры. В метро нельзя курить, есть. Никто не толкается, не сквернословит, громко не разговаривает. И это не показная, это внутренняя культура сингапурцев, имеющая уже исторические корни. Ее мы наблюдали и на остановках такси, где люди выстраиваются в очередь, и ни у кого не возникает желания эту очередь обойти. По сути, общественный транспорт - это тоже образовательная среда, в которой формируются культура поведения и общения. Правомерность данных выводов подтвердил и наш гость, встреча с которым участников стажировки из Бурятии состоялась также сегодня. Успешный бизнесмен убежден, что лидерство Сингапура в глобализированном мире обеспечено во многом благодаря симбиозу английского языка и национальной культуры, которые составляют основу государственной образовательной политики.

Кульминацией дня стало посещение лазерного шоу в бухте Marina Bay, представляющего собой невероятной красоты зрелище, создаваемое лучами разноцветных прожекторов. Темой шоу стали три ценности - жизнь, любовь, семья. Под романтическую музыку из залива начинают бить фонтаны, воздающие эффект водяного экрана, на который и проецируется изображение. За пятнадцать минут на экране проигрывается жизнь человека от рождения до старости. Зрелище приводит к осознанию того, что жизнь - это миг, велико желание, чтобы этот миг был ярким.

Возвращаясь с шоу пешком по ночному городу под сенью тех же кучевых облаков, мы наблюдали непривычную для глаза россиянина картину. В подземном переходе в специально отведенных местах мы увидели работу по сути подросткового клуба. Обыкновенные подростки, веселые, позитивные, абсолютно не обращающие внимания на прохожих и зевак. Кто- то занимался брейкдансом, кто-то гонял на роликах, кто-то просто танцевал. В сторонке стояли рюкзаки и бутылки... с лимонадом.

Завершился третий день стажировки, рефлексия событий которого позволяет сделать несколько выводов:

Качество и социализация - две составляющие образования в современном Сингапуре. Мировое лидерство по качеству образования и высокий уровень культуры достигнуты во многом благодаря мудрой государственной образовательной политике, сделавшей в свое время ставку на английский язык с учетом национальных традиций. Если проецировать этот передовой опыт на отечественную систему образования, учитывая глобализационные процессы, то необходимо понимать, что начинать изучение языка мирового общения необходимо уже с наиболее сензитивного дошкольного возраста. Это нововведение породит проблему не только переподготовки педагогических кадров, которые сегодня ориентированы на школьный возраст, но и мотивации учителей. Однако без этих нововведений качество образования для нас так и останется девизом идеалиста «Вся жизнь - стремление к идеалу, достичь которого нельзя».

Социализация как формирование личности ребенка в соответствии с общепринятыми нормами и идеалами. Неважно, какими способами - табу, увещеваний, свободы действий и так далее. Главное - нацеленность на результат. Прежде всего, учителя должны стать носителями культуры. Это очень важно.

Современная образовательная среда - залог качества и успешной социализации. В Сингапуре эта среда смоделирована повсюду, будь то образовательном учреждение, уличная площадка или торговый центр. Здесь отчетливо видно, что моделирование современной образовательной среды - задача государственной важности. Мы же у себя только начали создавать элементы образовательной среды. Нам необходимо ломать стереотипы к пониманию среды, расширять ее горизонты, менять ее содержание. Решение задачи под силу только при условии тандема власти и общества, профессионального и дополнительного образования.

Татьяна Будаева: Экзамен в метро

Третий день стажировки в Сингапуре для делегации Бурятии стал особенным не только потому, что мы в качестве дежурных должны описать образовательные эффекты, но и потому, что он стал супернасыщенным разными событиями, имеющими непосредственное влияние на итоги дня.

В первую очередь, все участники стажировки прошли определенный экзамен на выявление компетенции ориентироваться в метро Сингапура. Начиная с приобретения билетов в метро через электронную систему мы окунулись в атмосферу необычного путешествия по стране. Особенно интересным оказалось определиться с выбором пути следования поезда до намеченной станции, где всем стало понятно, что отличие лишь по времени пребывания на место. И тогда мы приняли решение обратно ехать по маршруту, который по длительности превышал в два раза лимит времени, но и в два раза больше впечатлений от предстоящего знакомства с Сингапуром, где большее времени нужно было ехать не под землей, а на поверхности.

Итак, все благополучно добрались до места назначения в Сингапурский научный центр, который, как мы поняли, изначально был нацелен на популяризацию естественных и технических наук среди населения. Мы узнали, что в свое нынешнее здание Сингапурский научный центр переехал в 1997 году. Его строительство обошлось правительству Сингапура примерно в 12 млн. сингапурских долларов. Но то, что мы там увидели, удивило масштабностью.

Изюминка центра – интерактивные экспонаты из самых разных областей науки, таких как физика, астрономия, авиация, робототехника, биология и другие, позволяющие увидеть, потрогать, почувствовать самые разнообразные явления и технологии, своими руками провести несложные эксперименты и увидеть их результат. Например, увидеть (а не услышать) как стучит собственное сердце. Принцип действия приспособления прост – подходишь, прикладываешь ладони к специальным датчикам и… видишь как перед тобой загорается и гаснет красное сердце за стеклом, показывая тебе ритм, в котором стучит твое сердце. В центре много детей. Можно сказать, они составляют абсолютное большинство. Возраст разный – от самых маленьких до подростков 14-15 лет. Всем есть, чем заняться, всем здесь весело и интересно.

Недалеко от входа, под открытым небом резвились дети. Приспособления, расположенные на площадке, где они играли иллюстрировали «работу воды». Можно было увидеть как кто-то из малышей просто прыгал под струями воды, кто-то плескался в резервуарах, кто-то сосредоточенно пытался понять способ действия сообщающихся сосудов.

Этот, своего рода, музей науки Сингапура притягивает к себе любознательных детей и взрослых. Это место, где можно опытным путем выяснить, как образуется действует электричество, откуда берется молния, как возникает эхо. При этом, немаловажным является школа безопасности, которая присутствует при каждой демонстрации ведущего опытов. Оптические иллюзии, строение атома, зарождение новой жизни, природа возникновения цунами – все это и многое другое объясняется в Центре науки. Все экспонаты можно трогать руками, а некоторые даже нюхать, есть своеобразная лаборатория запахов.

Музей науки занимает несколько этажей. Если рассматривать и читать описание к каждому экспонату, то можно запросто провести в залах музея целый день. Некоторые аттракционы вызывали живой интерес не только у детей, но и у сопровождавших их взрослых. Как, например, арфа без струн воспроизводила звуки, зависящие от положения рук «музыканта». «Поиграть» на ней хотели все от мала до велика. В центральной части между этажами мужчина в странной одежде «проводил» практическое занятие, показывая как правильно подниматься и спускаться по канату. Это популярный семейный образовательный центр, где как дети, так и взрослые в интерактивном формате могут познакомиться с новейшими достижениями и открытиями в науке и технике.

Самым впечатляющим было посещение лаборатории человеческого строения, когда каждый может пробраться через рот внутрь человека и посмотреть как устроено его тело. Насколько высока жажда познания со стороны сингапурских родителей, мы оценили, когда вдруг рядом с собой у входа в лабораторию обнаружили молодую пару с двумя детьми, один из которых родился ровно месяц назад. Молодая мама с таким многозначительным взглядом провожала своих родных в научное познание, что никто из присутствующих не сомневался в понимании значимости данного образовательного события. Позже мы заметили, что родители со своими детьми останавливаются возле каждого экспоната и терпеливо объясняют детали, и это, по сути, может заменить любой урок в школе, а учителем выступают сами родители.

В Сингапурском научном центре мы увидели фотопортреты, которые оживали через несколько секунд «стояния» рядом с ними. Вроде бы висит себе неподвижный фотопортрет президента Сингапура Селлапана Рамы Натана, который через некоторое время начинает шевелиться и поворачивать голову. Ощущение, что он начнет разговаривать с вами...

Примерно такой же научный центр мы видели в Финляндии, где, как и в Сингапуре, качество образования удерживается на протяжении многих лет на лидирующих позициях. Как сделать так, чтобы подобный центр появился в России, чтобы была создана инфраструктура своеобразного семейного образовательного центра, хотя бы в Москве? Никогда не поверим, что денег на это у нас нет! Может нет элементарного понимания серьезности и значимости таких заведений в развитии подрастающего поколения?

На обратном пути из окон поезда метро мы наблюдали удивительно разную картину одного города, одни кварталы сменялись другими, при этом ни один из них не повторялся ни по цветовой гамме, ни по архитектурным изыскам. Город представляют плотно застроенные и густонаселенные районы. Между спальными районами в обязательном порядке располагалась зеленая зона с игровыми площадками, которая занимала достаточно большой массив (это ли не забота о гражданах страны). Мы обратили внимание даже на одну мелочь, которую в своем городе не наблюдаем, на последних этажах дома крупно прописаны номера домов, которые видны издалека, человек легко найдет дом, который ему интересен.

Проживая в гостинице в центре Сингапура, мы видели современнейшие застройки, удивлялись глобализму строений и продуманности созданной инфраструктуры. Но окраины города показали, насколько многогранна жизнь этого города. Есть очень скромные жилые кварталы, напоминающие «хрущовки», есть современные гиганты, спортивные и торговые центры. Но в любом случае, остается осознание, что развитие маленькой островной страны идет семимильными шагами...

Сингапур в очередной раз назван лучшей страной для ведения бизнеса по рейтингу, составленному Ekonomist Intelligenge Unit (EIU). И это не случайно, поскольку визитной карточкой Сингапура является благоприятная политическая обстановка, здоровая конкуренция, миграционные правила, благоприятствующие привлечению иностранного капитала.

Данную информацию подтвердила сегодняшняя встреча с другом бурятской земли, сингапурцем Элтоном, который поведал нам взгляд на свою страну изнутри. Он, как успешный бизнесмен, подтвердил репутацию Сингапура как особой зоны привлечения инвестиций и для продвижения бизнеса. С какой гордостью он рассказывал о том, как происходило становление его страны с постоянными реформами и инновациями! И самым показательным в его рассказе было признание английского языка первым государственным языком, всем остальным языкам, при всей значимости вопроса, уготовлена участь второго языка.

Преломляя ситуацию на свою страну, хотелось бы сказать, что и нам надо сегодня создать условия для изучения английского языка, начиная с детского сада. Ведь уже давно наукой доказано, что именно в этом возрасте дети легко усваивают языки, они уже в этом возрасте имеют компетенции в познании компьютерного языка лучше, чем некоторые учителя в школах...

А для этого необходимо решить задачу со многими неизвестными. Где найти воспитателей со знанием английского языка и одновременно знающих специфику дошкольного возраста? Как поменять менталитет родителя до понимания таких изменений в детских садах? Как перестроить работу школы по приему детей, уже владеющих языком? Кто будет готовить таких учителей, какой уровень институтов повышения квалификации справится с такой задачей?

Лазерное шоу завершило программу дежурства третьего дня стажировки в Сингапуре. Это тоже вариант развлекательного семейного шоу. Все рассчитано на то, чтобы зрители приходили с детьми, широкие, в несколько метров, ступеньки предполагают свободное и удобное расположение детей, а их здесь, несмотря на вечернее время, очень много. Более того, главными участниками представленного видеоряда являются дети. Перед зрителями предстают дети с дошкольного, школьного и студенческого возрастов, идет фиксация ключевых моментов становления человека.

Грандиозное музыкальное сопровождение появляющихся сюжетных линий с подсветкой со всех сторон вызывает чувство особой важности происходящего. Музыканты, исполнители песен, семейная тематика видеосюжетов говорили о том, что культ семейного благополучия возведен в ранг государственной политики. Страна благополучна счастливыми гражданами, испытывающими неподдельное чувство единения и патриотизма. Есть чему нам учиться... Пешком добираясь до гостиницы, мы забрели в подземный переход, где была обустроена площадка для молодежи. В специальном отгороженном месте занимались несколько групп подростков. Занятия по интересам происходили как со взрослыми так и без их сопровождения. Но то, с каким серьезным настроем выполняли они в порядке очереди движения современного брейкданса или бит-бокса, видно было, что это занятие доставляет им истинное удовольствие.

Таким образом, Сингапур в ракурсе бурятского менталитета, где особо ценится закономерность феншуя, где чувствуется толерантность во всем, стал нам еще ближе, поскольку мы нашли много точек соприкосновения и в религиозных верованиях и в понимании миссии современного образования. Нам есть, что обсуждать на следующем Байкальском образовательном форуме...

Наталья Шадрина: А может быть это и есть настоящая школа?

Третий день стажировки ознаменовался посещением Научного центра Сингапура и острова Сентоза. Оба события стали образовательными не только для меня, но и для всех участников нашей группы. Научный центр Сингапура является образовательным и развлекательным учреждением, которое специализируется на продвижении научно-технических знаний для детей и взрослых. Центр поражает количеством различных экспонатов науки и техники. Здесь можно понаблюдать за тем, как образуется торнадо, и откуда берется электричество, посмотреть на роботов, увидеть как вылупляется цыпленок, узнать как образуется звук и как бьется ваше сердце и многое другое. Нам повезло, мы попали на шоу с катушкой Тесла в действии.

Большинство посетителей - это семьи с детьми, дошкольники, школьники. Все организовано так, что ребенок любого возраста может найти что-то интересное для себя. Нужно отметить, что нам, взрослым, было не менее интересно, чем детям и некоторые экспонаты вызывали у нас не меньший восторг, например, «Изменение климата», «Жизнь с вирусами», «Солнечная система», «Паутина жизни», «Человеческое тело» и другие. Мы пытались отгадать, каким морским обитателям принадлежат звуки, которые выдавал компьютер, пробовали «квакать» как лягушка и проверить силу удара и равновесие.

Любопытные экспонаты из самых разных областей науки – физики, астрономии, авиации, робототехники, биологии, медицины позволяют увидеть/потрогать/ощутить самые разнообразные научные явления. Здесь же можно попробовать себя в роли физика или химика-естествоиспытателя: самостоятельно провести несложные научные эксперименты и увидеть их результат. Здесь также есть свой планетарий, где будет интересно любителям астрономии и метеорологии.

Все экспозиции, как я уже отметила, можно потрогать, экспериментальным путем выяснить, как образуются некоторые природные явления, откуда берется свет. Удивительным было для нас путешествие по организму человека, забравшись во внутрь модели человека, мы увидели как устроено наше тело, желудок изнутри, как выглядит наш пищевод, легкие и другие органы.

Образовательное пространство в научном центре построено таким образом, что является развивающим и образовывающим для всех, кто находится там. А может быть это и есть настоящая школа?

Второе событие, которое было не только развлекательным, но и образовательным для меня – это посещение острова Сентоза.

Sentosa переводится как «спокойствие», но спокойным этот остров назвать вряд ли получится. Главным символом Сентозы является Мерлион (Merlion) - 45-метровая каменная башня в виде рыбы-льва. Сентоза, это не только остров развлечений, как можно себе представить изначально, посещение этого острова может стать хорошей образовательной программой как для детей , так и для взрослых. Знаменитый на весь мир S.E.A. Aquarium поразил разнообразием обитателей морей и океанов, а также гигантским аквариумом, погружая нас в загадочные пучины океана.

Аттракционов и развлечений здесь очень много, к примеру, вечером на набережной, выходящей к Сингапуру, проходит знаменитое «Шоу Кранов» (Crane Show). Романтическая история любви двух журавлей, стилизованная в виде лазерного шоу, подкрепленного фонтанами воды и фейерверком оставляет очень яркие и необычные впечатления.

Там же мы посмотрели очень красочное и захватывающее шоу игры лазерных лучей, воды и огня Songs of the Sea, которое наверняка понравится всем - и детям, и взрослым. Такой концентрации развлекательных, исторических и релаксационных зон на 3 квадратных километрах поверхности я не видела нигде.

Вот такой был необыкновенный, насыщенный третий день нашего образовательного путешествия. Полагаю, что мне предстоит еще много открытий в этом удивительном государстве Сингапур.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100