Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

День второй




События второго дня стажировки в Сингапуре комментируют Иван Трифонов, эксперт-аналитик Института проблем образовательной политики "Эврика", Ганга Эльмурзаева, ректор Чеченского института повышения квалификации работников образования и Бальжит Дамбаева, Билигма Будаева, Римма Махабадарова - представители Забайкальского края.

Иван Трифонов: Запреты перестали быть запретами

Сегодня утром участники стажировки предъявляли свои планы на исследование моделей сингапурской системы образования. Спектр направлений исследований и ожиданий оказался широким: от государственно-общественного управления до способов культивирования инновационного способа поведения людей. Интересно то, что, по моему мнению, и государственно-общественное управление, и условия для инновационного способа поведения в Сингапуре очень глубоко корнями проросли в менталитет людей, которые здесь живут. Я вижу на каждом углу, в каждый момент времени подтверждение этому.

Традиционно приезжие воспринимают Сингапур как страну многих запретов: нельзя жевать жвачку (просто вообще нельзя, ее и не продают нигде), нельзя пить или есть на ходу или вне специально отведенных мест (кафе, ресторанов), нельзя курить нигде, кроме специально отведенных мест (правда, этих мест гораздо больше, чем в Москве), нельзя появляться в пляжной одежде в общественных местах (правда и пляжей в Сингапуре не наблюдается вовсе), нельзя нарушать личное пространство других людей (толкаться, громко разговаривать, например). Этот список можно продолжать и далее. Но суть не в этом. Дело в том, что эти запреты перестали быть запретами. За 49 лет истории Сингапура, пожалуй, эти запреты стали элементами этикета каждого человека, который здесь живет. Государственно-общественное управление в государстве (в том числе и в образовании) заключается в том, что нормы выработаны и приняты всеми людьми, которые здесь живут. И как парадокс – родители, которые днями и ночами работают в инновационных компаниях, в которых нестандартность мышления и креативность являются обязательным минимумом квалификации сотрудников, конечно же, выбирают детский сад и школу для ребенка такие, чтобы были созданы все условия для креативности и нестандартности мышления и у их детей тоже. В этом залог социализации детей (в смысле их дальнейшей успешности в условиях государства Сингапур). Но даже если не пенять на детский сад и школу, ребенку в Сингапуре есть где невольно набраться нестандартности мышления и креатива.

Сегодня во время прогулки по городу смотрели на то, в какие игры дети играют вместе со своими родителями (это, кстати, обязательные условия – дети играют со взрослыми в умные игры). Кто-то запускает с детьми в воздух i-робота (мини-версия вертолета, на которой установлены и видеокамеры, и датчики изменения погоды) и тут же передают данные на веб-сервер, куда стекаются данные от многих семей, которые просто играют со своими детьми, кто-то развлекается с младшими детьми в фонтанах (фонтаны неожиданно выбрасывают воду в тот момент, когда кто-то мимо них проходит). Дети с удовольствием промокают до нитки, но особого уважения и ребенка (к самому себе), и родителей, и окружающих заслуживают те, кто способен пройти сквозь площадь с фонтанами абсолютно сухим. Именно их приветствуют громче всех и под аплодисменты провожают в гущу воды, чтобы порезвиться вместе с теми, кто уже промок.

На завтраке в отеле постоянно «дежурит» фокусник. Он не просто делает рутинную для ребенка процедуру завтрака занимательной, он еще и увлекает ребенка странными метаморфозами: оказывается из обычного воздушного шара можно запросто сделать, например, собачку. Я уже не говорю о том, что дети вместе с родителями постоянно ходят по городу и не устают удивляться: то они проходят мимо дома, в любую квартиру которого проникает одинаковое количество солнечных лучей. Конечно же этот дом выглядит необычно. Конечно же у детей (да и у взрослых – знаю по собственному опыту) возникают вопросы: «Зачем?» и «Почему?», глядя на этот дом.

Уверен, что пройтись и по Москве креативно и необычно сможет любой родитель со своим ребенком – мест для этого предостаточно. Вот только глаз «замылился», видимо, у среднестатистического москвича. Видимо пора открывать глаза и начинать удивляться миру!!!

Бальжит Дамбаева, Билигма Будаева, Римма Махабадарова: Образовательное меню

Образовательное "меню" второго дня стажировки каждый участник подбирал индивидуально. Наборы самые разные: загадочный остров Сентоза с белоснежными пляжами, "Сад будущего" у залива Марина с искусственными супер деревьями, Marina Bay Sands и многое другое на выбор. Задача у всех практически одна: прикоснуться к секретам феноменального расцвета Сингапура, погрузиться в культурно-историческую среду азиатского чуда.

Основным же содержанием образовательной программы нашей группы стало посещение знаменитого зоопарка. Сингапурский зоопарк является образцом в создании искусственных условий обитания для животных. Согласно "открытой" концепции зоопарка в качестве клеток и вольеров в нем служат естественные преграды - рвы, каналы с водой, живые изгороди. В условиях, максимально приближенных к природным, под открытым небом здесь обитают более 2000 животных 300 различных видов. На территории 26 гектаров созданы естественные экосистемы тропических джунглей, эфиопской долины и другие. Наибольшей гордостью зоопарка являются редкие виды зверей - дымчатые леопарды, суматранские тигры, вараны с острова Комодо и другое.

Посещение зоопарка явилось для нас настоящим образовательным событием, способствующим появлению активных мыследействий. Особый интерес для нас представило отсутствие жестких ограничителей жизненного пространства для зверей, что позволяет им вести естественный образ жизни. По аналогии - современная образовательная среда для детей разного возраста однозначно нужна природосообразная, без жестких границ: инновационная архитектура зданий, трансформируемые пространства, мебель, мобильное, вариативное содержание и так далее. При этом особо значимая и востребованная современными детьми среда со всевозможными девайсами, высокоскоростным Интернетом. Учитывая, что естественная среда прежде всего открытая, нет сомнения в том, что сегодня особо востребованным становится изучение английского языка. Но актуальной остается проблема - сделать полиязыковую среду естественной для ребенка. Ответы на эти и другие вопросы мы ожидаем увидеть в сингапурском образовании.

Зоопарк стал ярким примером инновационного подхода сингапурцев к жизненному обустройству. Решение вопроса обеспечения безопасности посетителей без единой решетки показывает, что действительно инновации в Сингапуре являются жизненно важным принципом.

Погружение в атмосферу жизни чудо-города продолжает удивлять не только инновационностью, но и четкой организацией жизнедеятельности. То, как организовано общественное питание, работа такси для огромного количества пользователей услуг вызывает во-первых, уважение, во-вторых, естественным образом заставляет нас невольно погружаться в атмосферу неукоснительных норм и правил. Возможно и в этом - одна из слагаемых сингапурского успеха.

Завершая дежурство отмечаем, что день прошел под неизгладимым впечатлением прошедшего накануне Дня независимости - грандиозного события, праздника единения, патриотизма, атмосфера которого насыщена особым драйвом созидания и развития.

Ганга Эльмурзаева: Дети, выросшие в любви, ничего не боятся

Контексты важны! Они обрамляют идею, от них зависит какой она будет, кто подхватит, чем начинит, куда приспособит, как «выстрелит». Без контекста идея недееспособна. Нас нацелили на поиски контекстов.

Первый – неожиданно настиг за завтраком. Здесь сонных гостей мотивируют фокусники и клоуны. Здорово придумали. До смешного просто, а как важно! От неожиданности просыпаешься, манипуляции руками заставляют сосредоточиться, результат вызывает улыбку. А в целом – заряд бодрости и настроения обеспечен. Ну чем не грамотно выстроенная мотивация? Давайте так попробуем работать с детьми. Вместо окрика – улыбка, вместо досадного: «Опять опоздал?» - неожиданно встретим словами: «Ты успел! Молодец». Вместо строгого: «Руки на парту, рот закрыть!» - «Руку - соседу, пожелай ему доброго дня». Ведь доказано – улыбка даже на лице незнакомого человека вызывает ответную улыбку. И вы уже ближе друг к другу. Доверие порождает добро, уходит зажатость и страх, а его так много еще в наших школах.

Второй контекст нас поджидал при посещении сингапурского зоопарка. Папы, море пап! С грудничками в колясках и на спине, на руках и на груди, в корзинках и на плечах. Папы – значимые, любимые папы с мамами. А все вместе – семья. Согласитесь, для нас непривычно и трогательно. Как правило 2-3 ребенка на семью. В большой очереди, которую мы отстояли за билетами ни один взрослый не окрикнул ребенка, ни один ребенок не заплакал. А если и плакал, то его не старались успокоить любой ценой. А что еще важнее – это не нервировало окружающих. Дети чувствовали личную свободу, они знали, их уважают, с ними считаются. Они прыгали, бегали, катались по полу, шумели. Никто не делал им замечания. Все с улыбкой смотрели вслед, ласкали, говорили нежные слова. Благополучие семьи – залог благополучия государства. И только в конце дня мы неожиданно услышали злой окрик сзади: «Сколько тебе повторять, не трогай телефон!». Это были наши соотечественники…

Дети, выросшие в любви, ничего не боятся. Там, где есть любовь, там, где нет страха - господствует уважение, ценится свобода. Даже игра, которую я купила для внука называется «Дети должны задавать вопросы. Умейте на них отвечать.»

Третий контекст. Звери зачастую мудрее людей. Наверное потому, что они ближе к природе. Нам надо чаще ходить к животным. Наблюдение за их поведением многому учит. Вы видели когда-нибудь, чтобы животные «читали нотации» своим детенышам, но по-своему, по-звериному: рычали, кусались, дрались? Каким бы вырос охотником тигр, которого постоянно ругали за плохое поведение? В древние времена у чеченцев категорически запрещалось бить и ругать ребенка. Это может изгнать из него дух воина. Страх, поселившись в сердце, разлагает мозг. Человек не способен думать, мыслить, если его сковало чувство страха. Страх – это прямой путь к унижению, лицемерию, зависти, приспособленчеству, предательству. Звери воспитывают детенышей личным примером, поступком: «Делай как я, учись». И терпеливо учит летать, охотится, защищаться. Как часто наши слова, дела и помыслы отличны друг от друга. Мы пишем в столовой лозунг: «Мойте руки перед едой», а дети видят, что их негде мыть, так как нет под лозунгом умывальника, а в школе – воды. Мы учим детей здоровому образу жизни, а туалеты держим на улице в непотребном состоянии, мы говорим, что ЕГЭ должен быть прозрачным, и пишем шпаргалки по закуткам. Воспитывает поступок! Мы воспитываем словом, не подкрепляя его личным примером, поэтому ложь порождает ложь.

Контекст 4. После зоопарка пошли на Gardens by the Bay. Созидать может только свободный человек. Человек воспитанный в любви и уважении. И мы увидели на что такой человек способен. Высокие технологии, инновации – и все это на фоне удивительной архитектуры. Незабываемое лазерное шоу на воде «Сила Огня и Воды» потрясало, шокировало. У некоторых не выдерживали нервы от натиска мощи ума человека, от невообразимой красоты. Что же будет с этой страной еще через 50 лет, если за 49 лет она достигла таких высот?! Огонь и вода – две стихии, создавшие землю. Первый росток, зародившийся на планете Земля, становится прекрасным цветком. Цветы – это дети, дети – это будущее страны, это музыканты, певцы, поэты, архитекторы и космонавты, это завтрашний день страны, страны, уважающей старость, отдающей должное тем, чей труд стал основой этого благополучия. Все эти образы пронеслись перед нами в пятнадцатиминутном шоу. Контекст говорил сам за себя. Идея не нуждалась в оглашении. Это был гимн любви народа Сингапура земле, на которой он живет.

А по дороге домой мы увидели лозунг: «Our people. Our home». И это был последний, пятый контекст образовательных событий, который нам удалось подметить в третий день пребывания в Сингапуре.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100