Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VI Байкальский образовательный форум> Образовательная экспедиция в Кижингинский район

Образовательная экспедиция в Кижингинский район




4 июля 2014 года в Республике Бурятия в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялась образовательная экспедиция в Кижингинский район.

Программа экспедиции была представлена в виде образовательного перфоманса под названием «Восемь слагаемых бесконечности». Перфоманс состоял, соответственно, из восьми основных действий, содержательные ли­нии которых были объединены конкретной образовательной тематикой. Название каждого действия повторяло название одного из восьми Благих символов буддизма. Первое действие получило название «Золотое колесо Учения», второе – «Знамя победы», третье – «Драгоценный сосуд», четвертое – «Белая раковина», пятое – «Золотые рыбы», шестое – «Цветок лотоса», седьмое – «Драгоценный белый зонт» и восьмое – «Бесконечный узел». В ходе каждого действия раскрывалось значение конкретного буддийского символа и устанавливалась его взаимосвязь с современными образовательными моделями, такими как, например, модель адаптационного поликультурного образовательного пространства, модель компетентностного подхода в обучении и воспитании и модель проектирования образовательной среды в дошкольной образовательной организации.

Уже на первом действии каждый участник экспедиции получил своеобразный «входной билет», который одновременно служил его экспертным листом.

Местом проведения первого действия стала территория вокруг уникальной буддийской ступы «Джарун-хашор», сооруженной перед въездом в с.Кижинга. Основная образовательная тематика первого действия была определена как «Национальные культуры в социальном пространстве и в бу­дущем времени». Само действие было проведено учащимися и воспитан­никами МБОУ «Кижингинский лицей им.В.С.Мункина», МБДОУ «Кижин­гинский детский сад «Жаргал», МБОУ «Кодунская СОШ», МБОУ «Чесан­ская СОШ» и МБОУ «Могсохонская СОШ». Дети рассказали участникам экспедиции о том, чем знаменита ступа «Джарун-хашор» и как связана с распространением буддийского учения в Тибете и в Бурятии, а также показа­ли театрализованное представление об истории создания ступы.

После этого участники экспедиции приняли участие в работе мастерских по изготовлению войлочных матрасов и приготовлению традиционного национального блюда «Боова», поиграли в народные игры с самыми маленькими детьми из детского сада «Жаргал», непосредственно соприкоснувшись, таким образом, с многовековой культурой бурятского народа, бережно сохраняемой в Кижингинском районе и современными детьми.

Основная образовательная тематика второго действия была обозначена как «Компетентностный подход в обучении и воспитании учащихся». В начале действия юные спортсмены и техники из МБОУ ДОД «Кижингинская ДЮСШ», ГБОУ «Кижингинская школа-интернат» и МБОУ ДОД «СДЮТТ» пронесли вокруг стадиона и водрузили около центральной трибуны, где были размещены участники экспедиции, само стилизованное буддийское «Знамя победы». Участникам экспедиции был показан мастер-класс от районной детской футбольной команды «Илалта» (тренеры – Зорик Дашиев, Эрдэм Мангатаев). Футбольная гордость Кижингинского района (команда стала победительницей на открытом чемпионате России по мини-футболу среди школ-интернатов и детских домов в 2013 году и завоевала главный приз – поездку в Лондон в гости в легендарный футбольный клуб «Арсенал») показала отрывок товарищеского матча, посвященного мировому чемпионату по футболу в Бразилии, с детской футбольной сборной МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева». Члены столярного кружка «Золотая стружка» «СДЮТТ» (руководитель – Чимит Бадараев) пригласили участников экспедиции в «Сувенирную лавку» и в «Ремесленную мастерскую папы Карло», где участники Форума вместе с героями известной сказки осмотрели выставку детского технического творчества, а также делали и раскрашивали своими руками поделки из дерева, бумаги и пластика.

Основная образовательная тематика третьего действия была обоз­начена как «Развитие ребенка в поликультурном пространстве. Государственно-общественное управление и результаты социального партнерства». Кижингинская школа, отметившая в мае 2014 года свой 100-летний юбилей, показала связь прошлого, настоящего, будущего. Сперва участников экспедиции встретила «живая картина» прошлого: к ним «лично» обратился в приветственной речью сам Николай Краснов, первый светский учитель в Кижингинской долине. Затем, после небольшого концерта, показанного детьми, состоялась экскурсия по школе. Участники экспедиции совершили виртуальную экскурсию по Кижингинской долине, ознакомились с проектом о Байкале (учащиеся 3-4-х классов под руководством Сэсэг Дашиевой из лего-конструктора за 4 дня соорудили огромную территорию, прилегающую к Байкалу, с 3 национальными парками и 4 заповедниками), проектами в программе «ПервоЛого» (сказками, загадками, головоломками, созданными детьми вместе с руководителем Дашимой Дамбаевой), проектом «Достопримечательности Байкала» (младшие школьники собирают материал о Байкале и наносят виртуальную географическую карту), работами членов школьных кружков «Сам себе художник» и «Бисероплетение». В музее Кижингинской школы были представлены материалы о 6 тысячах выпускниках школы (за все сто лет ее существования), что позиционировалось как «месседж» современников будущим поколениям кижингинцев.

Основная образовательная тематика четвертого действия была обоз­начена как «Формирование экологической и межкультурной компетентности на основе междисциплинарного подхода». И в начале действия участников экспедиции пригласили в «Горницу семейских». Старинные песни семейских, приехавших в Кижингинскую долину на рубеже прошлого столетия, спетые учащимися МБОУ «Новокижингинская СОШ» и их родителями, не оставили никого равнодушными. А мастерские по изготовлению сувениров семейских помогли участникам экспедиции оставить себе на память разрисованные в «дымковской манере» небольшие игрушки. На двух других площадках дети из МБОУ «Кижингинский лицей им.В.С.Мункина», совместно с гостями БОФ, на основе программы «ПервоЛого 3.0» в интерактивном режиме создавали мультфильм «Один день на Байкале», знакомили с проектом по созданию электронного реестра родников Кижингинского района и провели деловую игру на английском языке по вопросам сохранения эндемиков Байкала.

Основная образовательная тематика пятого действия была определена как «Сохранение малокомплектных школ с разновозрастным обучением – способ сохранения малых сел». Все мероприятия данного действия должны были продемонстрировать, как система образования Кижингинского района реагирует на изменения социума. Учащимися, педагогами и Управляющим советом МБОУ «Верхнекижингинская СОШ» были представлены индивидуальные образовательные маршруты как технология обучения школьников в условиях разновозрастного обучения и предложены учебные ситуации под общим названием «Почувствуй разницу», с вовлечением участников экспедиции, а также проведена пресс-конференция с социальными партнерами школы, родителями и учениками.

Основная образовательная тематика шестого действия была определена как «Проектная деятельность как основа развития социального партнерства». В проведении действия приняли участие учащиеся и педагоги МБОУ «Усть-Оротской СОШ», инициативная группа ТОС с.Усть-Орот. В начале было рассказано об одном из главных результатов проектной деятельности, ставшей неотъемлемой частью жизни школы и села, о возведении Парка культуры и отдыха «Ая-ганга» с.Усть-Орот. Затем было рассказано о будущих проектах учеников школы и ТОС села. Одновременно отряд юных инспекторов дорожного движения села представил индивидуальный паспорт безопасности ребенка и в форме выступления агитбригады рассказал о важности соблюдения правил дорожного движения. На детском велодроме были продемонстрированы сформированные компетенции юных пешеходов и водителей.

Основная образовательная тематика четвертого действия была обоз­начена как «Проектирование образовательного пространства ДОУ». Воспитанники МБДОУ «Новокижингинский детский сад «Кристаллик» и МБДОУ «Кижингинский детский сад «Жаргал» продемонстрировали проект «Каждая капля имеет значение», направленный на развитие у детей экологической компетентности через любовь к малой родине. Юные жители Кижингинского района пригласили участников экспедиции в эко-лабораторию проделать вместе опыты с водой, осмотреть клумбу лекарственных растений, разучить танцы 12 священных животных буддийского восточного календаря, рисовать на песке с помощью компьютерных технологий.

Заключительной частью экспедиции в Кижингинский район стало восьмое действие, которое называлось «Бесконечный узел» (буддийский символ неисчерпаемости знаний и взаимной причинности бытия, энергетического равновесия, нужного человеку для здоровой и счастливой жизни). Действие проходило в Доме культуры с.Кижинга. Центральным событием действия стала подиумная дискуссия «Ребенок в будущем – творческий и свободный?!» Его «изюминка» заключалась в том, что на сцене находились дети разных возрастных групп, которые отвечали на вопросы не только участников экспедиции, жителей и представителей власти Кижингинского района, но и на вопросы друг друга.

Общий итог работы экспедиции в Кижингинский район подвел глава МО «Кижингинский район» Геннадий Лхасаранов, сказавший: «Неслучайно уже второй год Кижинга становится одной из экспедиций Всероссийского Байкальского образовательного форума и местом встречи представительного экспертного сообщества по обсуждению проблем развития не только регионального, но и российского образования. Участники Форума активно включились в обсуждение острых проблем, обменялись опытом и надеюсь, что итоги знаменательного мероприятия станут стимулом к дальнейшему внедрению инновационных методов воспитания подрастающего поколения».

Итоги образовательной экспедиции в Кижингинский район подведены на пленарном заседании, где было предоставлено слово всем желающим участникам Форума:

  • Надежда Муха, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» подчеркнула, что делается огромный акцент на творческой деятельности детей. Хотелось бы, чтобы другие школы переняли положительный опыт Верхнекижингинской школы в разновозрастном обучении. Эта школа является малокомплектной, но они не просто вынуждены заниматься этим, им это нравится, что и дает в конечном итоге такой прекрасный результат, который мы увидели сегодня.
  • Альмира Ганеева, начальник Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан отметила, что сейчас государство четко определяет приоритеты в системе образования, а именно делается акцент на творческом развитии ребенка, такого ребенка, который будет свободной личностью, что приведет к его успешной социализации не только на радость родителям, но и на благо общества.
  • Геннадий Лхасаранов, глава МО «Кижингинский район», подводя итоги образовательной экспедиции, заметил, что неслучайно уже второй год Кижинга становится одной из экспедиций Байкальского образовательного форума и местом встречи представительного экспертного сообщества по обсуждению проблем развития не только регионального, но и российского образования. Участники Форума активно включились в обсуждение острых проблем, обменялись опытом и надеюсь, что итоги знаменательного мероприятия станут стимулом к дальнейшему внедрению инновационных методов воспитания подрастающего поколения.

Дандар ДОРЖИЕВ, Мария ПИМОНОВА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100