Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> VI Байкальский образовательный форум> Панельная дискуссия «Перспективы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации»
Презентация к докладу Александра Адамского 
Презентация к докладу Александра Страдзе 

Панельная дискуссия «Перспективы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации»




4 июля 2014 года в Республике Бурятия в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялась панельная дискуссия «Перспективы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».

Александр Страдзе, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России представил в своем сообщении Концепцию развития дополнительного образования детей, над которой Минобрнауки России работает последние несколько месяцев. Проект Концепции разрабатывается силами профессионалов в сфере дополнительного образования детей. Рабочую группу по формированию концепции развития дополнительного образования детей возглавляет академик Российской академии образования Александр Асмолов.

Описывая основания Концепции, Александр Страдзе подчеркнул, что термин «дополнительное образование» имеет определенную трактовку, которая напрашивается сама: образование, которое дополняет какое-то другое образование. Разрабатывая Концепцию, рабочая группа сразу приняла в качестве постулата, что дополнительное образование детей является само по себе базовым. Дополнительное образование детей должно оставаться максимально вариативным и предоставлять ребенку максимальную свободу выбора и самореализации. Но вместе с тем, система дополнительного образования детей требует обустройства управленческих и финансово-экономических механизмов, чтобы обеспечить максимальную доступность и охват детей. При этом необходимо обеспечить, чтобы дополнительное образование детей оставалось персональным, то есть максимально обеспечивать реализацию индивидуальных образовательных потребностей конкретного ребенка.

Александр Страдзе обозначил задачи концепции развития дополнительного образования детей:

  • увеличение охвата детей услугами дополнительного образования детей;
  • повышение качества дополнительного образования детей;
  • обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями семьи, изменениями технологического и социального уклада;
  • создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в программах дополнительного образования, независимо от места проживания, социально-экономического положения семьи, а также статуса здоровья через персонифицированные обязательства;
  • формирование эффективной межведомственной системы управления дополнительным образованием;
  • создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования.

Как отметил Александр Страдзе, в современном обществе наметился переход к доступности образования, при этом возникают задачи проектирования индивидуального пространства, в котором детям гарантируется свободный выбор, инновационность, практическая ориентация, мобильность, вариативность; таким образом обеспечивается получение так называемого «умного образования». Ценность дополнительного образования детей очевидна, но при наличии большого количества вариативных программ в силу отсутствия стандартов, невозможно рассчитать финансовые нормативы. Отсюда вытекает проблема должного финансирования системы дополнительного образования детей. Задачи развития системы требуют двукратного увеличения финансирования к 2018 году, на сегодняшний день возможно увеличение лишь на 25%. Необходимо совершенствовать форму отчета, внедряя систему мониторинга и контроля предоставления услуг, запустить механизм контроля за доведением средств до поставщика услуг - деньги должны идти за ребенком, который сможет сам выбрать, где ему интересно. Таким образом, создадутся условия для здоровой конкуренции частного и государственного секторов, при этом вовлечение частных поставщиков услуг в систему дополнительного образования предполагает возможность получения ими бюджетных средств. Кроме этого, поддержка качественных программ должна осуществляться при поддержке родителей.

Александр Бочеев, заместитель министра – председатель Комитета общего и дополнительного образования Республики Бурятия отметил, что Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 28 февраля 2013 года № 98-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». В «дорожной карте» в том числе учитываются изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту. Для развития системы дополнительного образования детей в Республике Бурятия необходимо сформировать обоснование совокупности условий, обеспечивающих ее модернизацию:

  • - нормативно-правовых (в том числе разработка нормативов дополнительного образования, подпрограммы «Развитие системы дополнительного образования детей» в Государственной программе «Развитие образования, науки и молодежной политики в Республике Бурятия»);
  • -кадровых (повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, разработка моделей подготовки кадров для дополнительного образования детей в условиях новых ФГОС, переподготовка кадров для работы в сфере дополнительного образования детей);
  • -научно-методических (развитие программно-методического обеспечения, разработка инновационных образовательных и информационных технологий, способов мониторинга и оценки эффективности учреждений дополнительного образования детей, обоснование использования сетевого взаимодействия деятельности ресурсных центров для модернизации программ дополнительного образования детей);
  • - материально-технических (развитие материально-технической базы в соответствии с требованиями инновационной экономики, рынка труда, техносферы образования);
  • - финансово-экономических (алгоритма расчета стоимости услуги, механизмов гарантированной бесплатной услуги, условий оказания услуг на платной основе, механизмов стимулирования привлечения внебюджетных средств в сферу дополнительного образования детей, оплаты труда педагогических кадров сферы дополнительного образования).

Говоря о перспективах развития дополнительного образования детей, Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» предупредил, что выверенность Концепции не гарантирует ее реализацию. Концептуально все выглядит замечательно, а инженерная реализация наталкивается на мощное сопротивление. Создается ощущение, что систему дополнительного образования детей пытаются выстроить по типу школы, в которой основную роль играет программа. Такая формализация привлекает ресурсы, но вызывает при этом отток специалистов-«непедагогов». Из Концепции следует, что ребенка необходимо чему-то научить, но ведь система дополнительного образования детей – это прекрасный способ отвлечь ребенка от негативного влияния улицы, а это, как мы понимаем, неизмеримый результат. Что касается системы оплаты труда - линейка показателей из НСОТ школы будет непривлекательной для внешних совместителей учреждений дополнительного образования детей.

Поделившиеся своим опытом работы Владимир Ефремов, руководитель поискового отряда «Рысь» (Республика Бурятия) и г-н Коджима, президент Всеяпонской ассоциации миниволейбола, отметили положительные эффекты вовлечения детей в активную деятельность вне школы.

Алексей Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование» отметил высокий уровень проработки Концепции развития дополнительного образования детей. Но вместе с тем, эксперт призвал не выстраивать Концепцию по подобию программ развития для школ. Необходимо усилить сетевые формы взаимодействия.

Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» отметил, что сам факт внимания государства к системе дополнительного образования детей – очень позитивный сигнал. Необходимо приветствовать попытки выстраивать институциональные механизмы развития дополнительного образования в рамках разрабатываемой Минобрнауки России Концепции. Вместе с тем, Роман Селюков отметил риски реализации Концепции в том виде, в котором она существует на сегодняшний день:

  • выстраивание организационно-финансовых механизмов в дополнительном образовании детей вокруг программы может иметь роковые последствия. Есть риск потери вариативности в дополнительном образовании детей и ограничения свободы ребенка. По мнению эксперта, прежде всего в дополнительном образовании детей для ребенка имеет принципиальную важность деятельность, которую он выбирает по собственной инициативе и имеет возможность попробовать разные виды деятельности. Программа в этом смысле серьезно сужает и возможности осуществления ребенком проб, и возможность выстраивания специфического пространства проб организацией дополнительного образования детей;
  • программа станет основой в организационно-финансовых механизмах, что приведет к ужесточению проверок в дополнительном образовании, снижению вариативности программ, появлению необходимости для ребенка осваивать ее целиком, появлению необходимости оценки результатов по окончании программы. В противном случае, если всего этого не произойдет – система допобразования и конкретное образовательное учреждение не получит бюджетных средств (или получит их не в полном объеме);
  • неминуема ситуация унификации программ, в случае, если программа становится основой для выстраивания организационно-финансовых механизмов в сфере дополнительного образования детей.

Роман Селюков предложил легализовать в качестве организационно-финансовой основы в допобразовании деятельность (вид деятельности), а не программу. Для этого, вопреки расхожему мнению, на самом деле есть адекватные формы финансирования образовательных организаций в рамках 83-ФЗ – финансирование не услуг, а работ. В этом случае нормативно-подушевое финансирование останется возможным, но создаст абсолютно иные эффекты в системе дополнительного образования детей. Муниципальные (государственные) работы как объект финансирования позволяют легализовать непрограммный подход к регламентации основной деятельности организаций дополнительного образования детей.

Александр Адамский поддержал мнение Романа Селюкова в том, что для системы дополнительного образования не подойдут принципы нормативно-подушевого финансирования, системы оплаты труда, аттестации, которые работают в общем образовании. Требуются либо принципиально иные подходы для выстраивания организационно-финансовых механизмов в сфере образования, либо существенно переработанные подходы, которые в той или иной мере работают в общем и дошкольном образовании.

Игорь Марковец, депутат Народного Хурала Республики Бурятия, директор школы «Ушу», высказал пожелания представителей частного сектора в сфере финансирования. Инвесторы просят поддержки со стороны государства, создания режима благоприятствования в сферах налогообложения, строительства, оформления документов.

В заключении панельной дискуссии Александр Страдзе, выслушав мнения участников дискуссии, пообещал учесть все предложения при разработке первоочередных мер по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

Оюна УБОДОЕВА, Оюна ЦЫРЕНОВА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100