Инновационная образовательная сеть
Главная > Cеминары и конференции> VI Байкальский образовательный форум> Круглый стол по вопросам апробации ФГОС для обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях
Презентация к докладу Валентина Вовк 
Презентация к докладу Светланы Калашниковой 
Презентация к докладу Жанны Кузнецовой 
Презентация к докладу Надежды Норбоевой 
Презентация к докладу Екатерины Уба 
Презентация к докладу Татьяны Чердоновой 
Презентация к докладу Елены Черкасовой 

Круглый стол по вопросам апробации ФГОС для обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях в рамках проекта «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные стандарты образования детей с ограниченными возможностями»




3 июля 2014 года в Улан-Удэ в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялся круглый стол по вопросам апробации ФГОС для обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях в рамках проекта «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные стандарты образования детей с ограниченными возможностями».

Лариса Фальковская, начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России отметила, что сквозным является вопрос формирования правильного отношения к детям-инвалидам. Несмотря на апробацию ФГОС для детей с ОВЗ в начальных классах, ключевой идеей является реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования.

В основном докладе «Вопросы готовности к апробации и внедрению ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Валентин Вовк, доцент кафедры олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический институт им.Герцена» представил результаты разработки проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также требования к условиям реализации образовательной программы для детей с ОВЗ: кадровые, финансовые, материально-технические, информационно-методические. Отмечено, что представленные результаты обобщены и выставлены для дальнейшего обсуждения и доработки.

В ходе работы над проектом ФГОС было проведено уточнение нормативно-правовой базы, приведены в соответствие наименования программ. Наибольшую сложность вызвало кадровое обеспечение, а именно количественный и качественный состав. Проблема подготовки новых специалистов стоит очень остро. На основе анализа были выявлены проблемы (механизмы внедрения) – шаги которые необходимо выполнить для массового перехода на ФГОС:

  1. Оценка готовности образовательных учреждений к реализации определенного вида/ов ФГОС.
  2. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС условий реализации программ в образовательных учреждениях.
  3. Получение образовательным учреждением права на реализацию определенного варианта адаптированной программы ФГОС определенного вида.
  4. Организация процесса повышения квалификации специалистов образовательных учреждений.
  5. Совершенствование нормативного сопровождения внедрения ФГОС.
  6. Совершенствование методического и дидактического обеспечения реализации адаптированных программ.
  7. Обеспечение мониторинга качества реализации программ.
  8. Создание в регионах ресурсных центров.

Докладчик предложил в ходе работы разработать проект договора с родителями, форму согласования проекта программы с родителями, нормативные документы для перехода с одной программы на другую при динамике развития ребенка.

Представлены прогнозируемые результаты:

  • все дети с ОВЗ охвачены образовательной помощью;
  • сохранение коррекционно-развивающей составляющей специального образования, ее распространение на общее образование;
  • сосуществование в образовательном поле России двух парадигм оказания помощи детям с ОВЗ («дифференциации» и «итнеграция»);
  • взятие под контроль профессиональным сообществом инклюзивного образования;
  • расширение профессиональных функций специалистов коррекционных учреждений, создание на их базе ресурсных центров.

Екатерина Уба, заместитель Председателя Правительства Ульяновской области – Министр образования и науки представила модель организации сопровождения детей с ОВЗ в области. В качестве проблемных точек были выделены: повышение квалификации педагогов и методическое сопровождение введения ФГОС.

Елена Черкасова, начальник отдела общего образования и организации получения образования обучающимися с ОВЗ Управления образования и науки Липецкой области в докладе отметила, что модели аналогичны, так как продиктованы федеральными нормативными документами. В Липецкой области проводятся программы реабилитации, но приоритетными является инклюзивное образование.

Надежда Норбоева, директор ГКОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат I-II вида» Республики Бурятия остановилась на вопросах готовности к переходу на ФГОС. Были выделены этапы апробации, представлены результаты. Особо отмечена необходимость периода адаптации педагогов для реализации ФГОС.

Светлана Калашникова, заведующий кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», доцент кафедры специального образования и здороьесберегающей деятельности ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» представила краевую программу. В ходе доклада обозначены ожидаемые перспективы апробации ФГОС НОО детей с ОВЗ:

  • перевод пилотных площадок в статус стажировочных,
  • разработка и внедрение методического обеспечения.

Жанна Кузнецова, проректор КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» Хабаровского края акцентировала внимание на проблеме повышения квалификации через понимание стандарта. Для этого были представлены образовательные программы для руководителей, педагогов, школьных и муниципальных команд, обучение по которым проводится в виде модульных семинаров с «погружением» в стандарт и разработкой проектов программ.

Елена Кутепова, доцент, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования ГБОУ ВПО г.Москва «Московский городской психолого-педагогический университет» подчеркнула важность понимания целей внедрения ФГОС как возможности детей выйти на соответствующий уровень, а не снижения требований. Было отмечено, что только вариант А программ является инклюзивным образованием в соответствии с нормативным законодательством. Другие варианты не дают возможности обучающимся успешно сдать государственную итоговую аттестацию и продолжить обучение. Планируется дистанционное обучение педагогов, для этого на сайте института выставлена программа, которая в настоящий момент обсуждается и корректируется.

В заключение заседания круглого стола Лариса Фальковская обозначила проблемы:

  • необходимость качественного анализа каждого этапа,
  • определение размера обязательств для каждого региона,
  • активизация деятельности институтов повышения квалификации в ходе работы стажировочных площадок и далее в ходе апробации внедрения ФГОС.

Ольга СТЕПАНЕЦ, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика":
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 988-86-58 (59) E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2016


 Rambler's Top100