Инновационная образовательная сеть
Главная > Cеминары и конференции> VI Байкальский образовательный форум> Круглый стол «Эффективные механизмы развития дошкольного и общего образования»
Презентация к докладу Александра Адамского 
Презентация к докладу Елены Осиповой 

Круглый стол с участием органов управления образованием регионов-лидеров модернизации образования «Эффективные механизмы развития дошкольного и общего образования»




3 июля 2014 года в Улан-Удэ в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялся круглый стол с участием органов управления образованием регионов-лидеров модернизации образования «Эффективные механизмы развития дошкольного и общего образования».

Заседание круглого стола открыл Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика». Эксперт отметил, что необходимы кардинальные изменения механизмов финансирования дошкольного образования в связи с введением ФГОС дошкольного образования. Социальная ситуация развития как механизм достижения целевых ориентиров в дошкольном образовании требует принципиального переустройства образовательной среды детского сада, включая предметно-пространственную среду и изменение профессиональной позиции педагога. В этой связи необходимо уже сейчас вносить изменения в региональные и муниципальные методики расчета норматива финансирования услуг дошкольного образования. Рассчитать норматив, позволяющий обеспечить условия введения ФГОС, несложно, расчет стоимости введения ФГОС и определяет объем финансирования дошкольного образования. Принципиально важно начать изменять нормативы для дошкольного образования именно сейчас, в момент, когда формируется бюджет 2015 года.

Отдельно Александр Адамский остановился на проблеме доступности дошкольного образования. Только усилиями государства решить проблему ликвидации очереди на получение услуги дошкольного образования невозможно. Необходимо разработать механизмы субсидирования негосударственного сектора в дошкольном образовании (как в части расходов на заработную плату, так и в части расходов на содержание имущества). Сделать это можно и нужно в рамках нормативно-подушевого принципа финансирования услуг дошкольного образования.

В общем образовании очень скоро будет стоять острая проблема нехватки мест в школе. Здесь необходимо сейчас выходить на вариативные формы предоставления школьного образования: по-новому взглянуть на дистанционное образование, понимать, что должно сокращаться время физического нахождения детей в школе. Важно изначально не концентрировать все управленческие усилия на строительстве и реконструкции школ. Это не обеспечит доступность общего образования.

Следующая проблемная точка, обозначенная экспертом, связана с вопросом – что важнее: наличие школы в селе или наличие надлежащего качества образования? Как показывает практика, это две непересекающиеся линии. Модель «учитель – станочник» себя не оправдала. Позиция «нет школы – нет села» - полуправда, другая полуправда в том, что есть школа в селе, но при этом нет образования. Качество образования связано с выделяемым нормативом финансирования, перечнем услуг в государственном (муниципальном) задании. В сельских школах возможно включение в государственное (муниципальное) задание других услуг, оказываемых учреждением для увеличения объема ассигнований.

Следующая линия обсуждения была связана с проблемой несамостоятельности школ. Доля казенных учреждений достаточно большая в субъектах Российской Федерации. Самостоятельность школ и садов – в современных условиях оказалась неудобна муниципалитетам. Наметилась парадоксальная тенденция в управлении на уровне муниципалитета: муниципалитетам выгодно, чтобы все образовательные организации были казенными. С их точки зрения это будет эффективнее, так как позволит сэкономить средства на образовании. А фактически это означает, что образовательные организации будут недофинансированы, что в конечном счете приведет к невозможности реализации ФГОС уровней общего образования.

По направлению развития учительского корпуса можно фиксировать одновременно две проблемы:

  • при нехватке учителей обновление кадров идет медленно;
  • повышение заработной платы не приводит к ощутимому притоку кадров.

Таким образом, внешние факторы (деньги, эффективный контракт и так далее) не обеспечивают решение проблемы качества кадров, необходимо переносить акцент на внутренние факторы, на содержание деятельности педагогов. При этом применять насильственные механизмы неэффективно. Качество кадров напрямую связано с аттестацией педагогов, а аттестации сегодня - процедура зачастую очень формальная. В педагогических вузах нет квалификационного экзамена, выпускники выходят с неизвестным уровнем квалификации. При формальной аттестации становится непонятен инструментарий оценки квалификации. Соответственно, следует вывод о том, что если нет адекватной аттестации, то нет и инструмента управления кадрами.

Александр Адамский также остановился на вопросе реализации общественного управления в образовании. Общественное управление – самый эффективный способ переговоров о качестве образования. Важно понимать, что общественное управление не должно стать частью репрессивного аппарата управления образованием.

Александр Бочеев, заместитель министра образования и науки Республики Бурятия выступил с докладом о проблеме формирования региональных моделей управления в общем и дошкольном образовании. Модернизация системы образования вносит заметные изменения во все сферы деятельности дошкольных и общеобразовательных учреждений. Совершенствование нормативно-правовой базы дошкольного образования, расширение его видового разнообразия, потребность в повышении финансово-экономической самостоятельности учреждений, улучшение открытости дошкольного и общего образования перед обществом, создание единого информационного пространства, расширение социального заказа к качеству и количеству образовательных услуг требуют постоянного усовершенствования системы образования на основе изучения социального спроса на услуги школ и дошкольных образовательных учреждений, степени удовлетворенности населения качеством данных услуг.

В рамках реализации ФГОС дошкольного и общего образования наиболее эффективными будут воспитатели и учителя, которые обладают не только предметными академическими компетенциями, но и такими видами деятельности как проектирование, исследование, владение облачными технологиями, IT-технологиями. Мы в инновационном режиме имеем дело с объектами, представление о которых формируется синхронно с формированием самих объектов. Примером этого является формирование электронной среды, построение которой должно обязательно сочетаться с формированием представления об этом у участников деятельности внутри нее. Технические средства обучения являются средствами реализации образовательной программы – это краеугольный момент, так как электронная среда не средство, а содержание. Для учителя погружение в электронную среду является погружением в источники содержания образования.

«Мы должны серьезно повысить качество педагогических кадров за счет внедрения современных подходов к повышению квалификации, овладению передовыми технологиями реализации образовательных программ, разработки программ подготовки педагогов в учреждениях профессионального образования. Повышение квалификации лишь тогда является эффективным, когда выполняет функцию восполнения квалификационных дефицитов работников образования» - подчеркнул Александр Бочеев.

Сегодня с введением ФГОС изменились требования к инфраструктуре образовательных учреждений, это и насыщенность пространства возможностями для выбора, «нелинейность» пространства, нужны уже не межпредметные, межвозрастные погружения, а межшкольные, межгородские, при этом Интернет - технологии рассматриваются как важный ресурс, расширяющий пространство. Сегодня от руководителя образовательного учреждения требуется умение проектировать не только содержание, но и инфраструктуру, расписание, норматив, понимание деятельности учителя. Все это является действующей основной образовательной программой учреждения, которая обеспечивает рефлексию и является инструментом обеспечения собственной деятельности.

К сожалению, нужно признать, что основная масса педагогических работников до сих пор воспринимает реформы как «внешние раздражители». И это понятно. Если после стольких лет проведения ЕГЭ в образовательных программах педвузов нет изменений и вузы не собираются учить студентов этому, если им не говорят про систему развивающего обучения, то мы осознаем, что нужно создавать условия в образовательных учреждениях для изменения ситуации.

Елена Осипова, министр образования Иркутской области определила в своем выступлении несколько кризисных точек напряжения в реализации региональной образовательной политики. Целевая установка – обеспечение качества и доступности образования, доступности в широком смысле, затрагивающей институциональный механизм финансирования. Задача обеспечения к 2016 году 100% доступности услуг дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет сохраняет свою актуальность и реализуется на территории Иркутской области по двум направлениям:

  • модернизация региональной системы дошкольного образования
  • развитие негосударственного сектора.

В 2013 году в муниципальные образования Иркутской области направлено 2,1 млрд. рублей. Решена проблема очередности на получение места в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от трех до семи лет в 9 (21,4%) из 42 муниципальных образований Иркутской области. В целом, за последние два года в региональной системе дошкольного образования отмечаются положительные изменения: увеличилась численность воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций и количество мест в дошкольных образовательных организациях.

Проблемы, выделенные Еленой Осиповой как ключевые:

  • модернизация архаичного образовательного пространства, необходимость строительства школ – трансформеров, которые будут использоваться и как детские сады;
  • необходимо развитие иных вариативных форм предоставления услуг по дошкольному образованию и поддержка частных образовательных организаций;
  • доступность и качество образования требуют обеспечения гарантий для детей с различными образовательными возможностями.
  • инклюзивное образование;
  • переход к эффективному контракту определяет необходимость появления четких механизмов распределения стимулирующих выплат;
  • результат предоставления услуги не связан с его стоимостью. Результаты ЕГЭ и повышение заработной платы педагогам – не коррелирующие между собой процессы. Выходом может быть создание фонда качества и изменение мотивационного климата.

Формирование современной образовательной среды ставит вопрос о роли учителя и роли среды в развитии участников образовательного процесса. Как зафиксировать позиции: Кто в авангарде? Учитель? Ученик? Среда? В этом отношении необходимо решить вопрос об объектах и субъектах оценки в рамках оценки качества образования. Изменение среды определяет и необходимость изменения систем сбора информации, систем мониторинга и в целом, изменение типа управления. Мониторинг состояния системы образования должен строиться от первоисточника, необходимо понять, когда формируются показатели - по первичной информации или как система сбора информации сверху? Идеология мониторинга важна, потому что необходимо ответить на вопрос: мониторинговые показатели призваны показывать объективную картину или ретушировать ситуацию? В этом отношении изменение идеологии может определить переход к неведомственной системе мониторинга.

С комментариями к основному докладу Александра Адамского выступила Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО. ФГОС дошкольного образования тяжелым трудом достался стране, и сейчас имеются некоторые «пробуксовки». Прежде всего, это недостаточное финансирование и отсутствие примерных образовательных программ. Согласно ст.273 Федерального закона «Об образовании» образовательная программа должна быть составлена на основе стандартов и примерной программы, которой сейчас не существует. В дошкольном образовании ФГОС только появился, и, естественно, вызывает сложности. Татьяна Волосовец предложила ускорить создание федерального реестра услуг всей системы образования, учитывая, что именно в дошкольном образовании это особо острый вопрос. В стране 400 тысяч детей-дошкольников, которые находятся в «подвешенном» состоянии, ведь для них нет образовательных программ. Необходимо отметить, что образовательная среда дошкольной образовательной организации практически не трансформируема, возникает парадоксальная ситуация – родитель платит больше, а качество образования получает ниже. Выходом может послужить подготовка кадров, при этом необходимо избежать появления «случайных» людей в образовании.

Татьяна Волосовец подчеркнула, что предметно-пространственная среда должна финансироваться с уровня субъекта Российской Федерации, и все, что закупается для ее заполнения, должно соответствовать той образовательной программе, которая реализуется в образовательной организации.

В продолжении дискуссии Ольга Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» подчеркнула, что важно понимать ситуацию кризиса как ситуацию развивающую. Изменяется общее понимание о «хорошем» образовании. Не всякое дошкольное образование нужно ребенку, а только хорошее. Хорошее – это там, где созданы условия для того, чтобы ребенок был инициативным и свободным. Сегодня окружающая ребенка среда требует от него послушания. Здесь расходятся декларируемые и реальные вещи. Среда, как единство трех элементов – пространство, время, личные отношения – сегодня представляет минимальные возможности для проявления инициативы. Вопрос оценки качества образования – вопрос не только педагогический, он выходит на другие сферы, например, на финансовую. Диагностировать дошкольников запрещено, нужны инструменты оценки объективные, говорящие. За рубежом привлекаются независимые вневедомственные эксперты, оценивающие при помощи шкал и наблюдения процесс. В наших детских садах «западают» параметры проявления индивидуализации. Ребенок всегда находится в большой группе и почти никогда один или в малой группе. Важен вопрос взаимодействия взрослого и ребенка. В этом отношении проблемы оценки качества образования – ключевые для реализации стандарта.

Эржени БУДАЕВА, Оюна УБОДОЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика":
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 988-86-58 (59) E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2016


 Rambler's Top100