Инновационная образовательная сеть
Главная > Cеминары и конференции> VI Байкальский образовательный форум> Дискуссионная площадка «Современные модели успешной социализации детей»

Дискуссионная площадка «Современные модели успешной социализации детей» (доступная образовательная среда, финансовые нормативы, стандарты образования детей с ОВЗ, эффективные модели и механизмы развития инклюзивного образования)




3 июля 2014 года в Улан-Удэ в рамках VI Байкальского образовательного форума «Ребенок в пространстве будущего» состоялась работа открытой дискуссионной и презентационной площадки «Современные модели успешной социализации детей».

Право детей с особыми образовательными потребностями на инклюзивное образование – международно-признанное право. Участники отметили, что инклюзивное образование – это процесс, который не сводится исключительно к реформе специального образования - это процесс, который должен стать составной частью национальной политики развития общего образования. Конвенция ООН (статья 24) обязывает обеспечить инклюзивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях. Успешность реализации этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями и к их образованию. «Зрелость общества определяется тремя факторами – отношением к детям, старикам и инвалидам», - заметил Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной» среды (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и так далее), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

В Бурятии уже на протяжении многих лет продолжается дискуссия по проблеме внедрения модели инклюзивного образования. «Безусловно, мы считаем необходимым двигаться в направлении включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство. Однако, при этом необходимо учитывать современные реалии, социально-культурные традиции, уровень готовности общества и системы образования региона к принятию этих идей. Практика деятельности нашего региона по тиражированию различных интеграционных форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что не достаточно только желания отдельных граждан, даже общественных организаций решить этот вопрос. Наверное, ещё требуется создание определённых условий для его внедрения», - подчеркнул Владимир Цыренов, заместитель директора СОШ №57 г.Улан-Удэ.

Каковы эффекты от внедрения инклюзивного образования? И какие проблемы еще не были разрешены? «Мы готовы принимать и мы принимаем детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши дети успешно осваивают все компетенции своего уровня развития, характерного для дошкольного возраста», - отметила Татьяна Зарубина, заведующий МБДОУ №3 «Колобок» комбинированного типа г.Улан-Удэ.

Зогдоева Лариса, директор МАОУ СОШ №4 г. Улан-Удэ: «В нашей школе проведено достаточно много мероприятий по проблеме внедрения и адаптации инклюзивного образования к массовой школе. Совместно с общественной организацией «Безбарьерная среда» мы проводим уроки доброты, семинары для педагогов и детей. Выиграли грант на создание условий, прежде всего, это поручни и пандусы. Но нет специалистов, тьюторов. Мы просим родителей младших школьников с особыми потребностями сопровождать их в течение дня. И хочется отметить, что уже в старшей школе, они, как правило, уже отказываются от постоянного присутствия родителей».

Отмечено, что финансовые барьеры в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки были и будут всегда. Но еще более значимыми оказываются барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учеников и социальных контекстов их бытия, – барьеры социальных отношений («отношенческие» барьеры).

Также участники обозначили проблему кадровой подготовки специалистов, отсутствия специального образования и педагогов. Светлана Ускеева, старший преподаватель Бурятского республиканского института образовательной политики, отметила, что в Институте уже в течение нескольких лет работает программа профессиональной переподготовки по специальности «Олигофренопедагогика», «Логопедия». Выпущено уже более 500 специалистов. Туяна Янданова, доцент кафедры психологии детства Педагогического института Бурятского госуниверситета также заявила, что в этом году идет первый набор абитуриентов на специальность «Дефектология».

Участники площадки стали свидетелями и участниками интерактивных событий, проведенных образовательными организациями города Улан-Удэ, детскими общественными организациями Бурятии. Вниманию гостей было представлено детско-взрослое образовательное событие в форме флэш-моба, детское образовательное событие «Планета детства» детского сада №3 «Колобок» комбинированного вида и интерактивного проекта «Мы вместе», в котором приняли участие шести школ с различным состоянием здоровья.

Делегация Забайкальского края представила детско-взрослое образовательное событие «Подари улыбку» Центра диагностики и консультирования «Семья», «Интерактивное кино» - проект социализациидетей-сирот с ОВЗ на базе групп семей с крестьянским подвозом ГОУ «Хохотуйская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии VIII вида и модель успешной социализации личности в пространстве инкультурации ГОУ «Красночикойская СОШ № 2».

Социальные барьеры не имеют внешнего, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в сложившейся системе законодательства. Примерами таких барьеров могут быть существующие профессиональные установки учителей общего и специального образования, негибкая система оценивания достижений учащихся, несовершенство существующей нормативно-правовой базы и так далее. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.

Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо не только изменить физическую среду школы, города и транспорта для достижения «архитектурной» и «транспортной» доступности, не только увеличить финансирование для обеспечения специальной поддержки ученику с особыми образовательными потребностями, но и, в первую очередь, устранять социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы общеобразовательных и специальных школ.

Альбина Сахаровская, заместитель директора специальной коррекционной школы-интернат №2 VIII вида г. Улан-Удэ: «Мы прилагаем много сил, чтобы помочь социализироваться детям с ограниченными возможностями здоровья. Они выпускаются из школы и сталкиваются с достаточно агрессивной средой неприятия в обществе. Многие остаются невостребованными. Нет стройной системы преемственности в их обучении и развитии».

В инклюзивном образовании масса объективных и субъективных трудностей, но прежде всего надо говорить о следующем:

  1. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития в общество, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей.
  2. Слабо на всех уровнях работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов. Обязанности государства и общества перед ними не прописаны юридически.
  3. Мало внимания уделяется адаптации пространства обучения, созданию доступной для всех детей с ОВЗ среды.
  4. Есть серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор.
  5. Существует необходимость создания республиканского психолого-педагогического центра для реабилитации детей с ОВЗ и их родителей.
  6. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых.
  7. Не обеспечена преемственность инклюзивного образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, в школах и, далее, в средних профессиональных и высших учебных заведениях.
  8. Крайне неэффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.
  9. Необходима подготовка и повышение квалификации педагогов, участвующих в инклюзивном образовании.

Евгения БАДМАЕВА, Дарья ЛЕМЕШЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика":
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 988-86-58 (59) E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2016


 Rambler's Top100