Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция «Новые финансово-экономические механизмы, обеспечивающие современное качество общего образования», Часть 2, Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




16 апреля 2014 года в Ворошиловском районе г. Ростов-на-Дону в рамках семинара «Проектирование развития муниципальной системы образования» c прождолжением доклада «Новые финансово-экономические механизмы, обеспечивающие современное качество общего образования» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Современная ситуация в образовании такова, что только инновации обеспечивают конкурентные преимущества образовательным системам, образовательным организациям. Слишком сложны и серьезны задачи, заявленные «дорожной картой» на 2018 год, чтобы мы их решали привычными методами. Нужны стремительность, новые подходы, значительные рывки в развитии. Нужно искать инновационные эффективные ходы даже в кажущихся простыми ситуациях. Такой подход возможен только в условиях согласованности действий всех сторон, от которых зависит реализация задач «дорожной карты». Необходимо, чтобы у инновационного подхода было много союзников, чтобы региональные «дорожные карты» присваивались как собственные на уровне муниципалитетов и образовательных организаций.

Большинство механизмов реализации «дорожной карты» блокируются неоднозначностью толкования содержания ключевых понятий и процессов. Например, в отношении эффективных контрактов бытует точка зрения, что новая система оплаты труда – это уже эффективный контракт. Однако подобная трактовка не соответствует логике эффективного контракта. Если не выработать единого понимания, переход на эффективный контракт будет значительно затруднен. Решить эту проблему можно тремя способами:

  • уточнить содержание понятий на федеральном уровне и директивно проинформировать регионы;
  • сформировать региональные рамки понимания;
  • разработать и реализовать на уровне каждой образовательной организации оригинальную модель эффективного контракта.

Каким из этих путей двигаться? Следует учитывать, что речь идет об обязательствах региональных, но способ контроля таков, что отвечать за введение эффективного контракта будут образовательные организации.

Основные проблемы реализации направлений «дорожной карты»:

  • невключенность в разработку и реализацию ключевых механизмов образовательных организаций. Это объясняется тем, что очень сжатыми были сроки разработки «дорожных карт». Значит, в период их реализации образовательные организации следует максимально интегрировать в работу;
  • отсутствие общего операционального понимания результатов и эффектов «дорожной карты» на каждом уровне управления (от образовательной организации до региона). «Важно, чтобы мы за показателями видели конкретную перспективу: к какому состоянию мы приведем систему образования, каким увидим конкретного ученика» - подчеркнул эксперт. Должны быть сформированы предметные представления об эффектах. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации это определяется как приоритетные структурные преобразования, но они разработаны, скорее, как стратегии, а не как эффекты. Мы должны действовать абсолютно честно, понимая, к чему в целом нам надо двигаться к 2018 году. Это позволит сориентировать коллективы образовательных организаций на ежедневную работу;
  • рассогласование финансово-экономической политики региона и муниципалитетов (высокая доля образовательных организаций, которые отнесены к типу казенных). В большинстве субъектов РФ взяли обязательства ввести эффективный контракт, а в муниципалитетах остается высокой доля казенных учреждений. Происходит сбой логики. Муниципалитеты, которые поддерживают высокую долю казенных учреждений, затрудняют внедрение эффективного контракта. Муниципалитет должен осознавать, что он участвует в реализации регионального проекта.

В течение последних лет значительные средства вкладываются в повышение заработной платы учителей. Но не уходят ли они в песок – качество образования принципиально не изменилось. Одновременно с этим сегодня нет никаких конкретных представлений о качестве, которые помогли бы моделировать и оценивать процесс повышения эффективности образования. Точка зрения Министерства финансов Российской Федерации такова: если выделение системе образования значительного объема дополнительных средств в 2006-2007 и в 2011-2013 гг. не приводит к эффекту повышения качества образования, нужны ли такие объемы финансирования. Снова в центре внимания оказываются вопросы эффективности. Очевидно, что следует операционализировать действия в рамках системы оценки качества труда, качества образования, перехода на эффективный контракт, введения ФГОС, которые помогли бы привести к повышению качества.

Возможны три модели повышения эффективности образования:

  1. уменьшение ресурсов в системе образования при консервации качества;
  2. консервация объема средств при повышении качества;
  3. увеличение объема ресурсов при опережающем развитии качества образования.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100