Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание




16 апреля 2014 года в Ворошиловском районе г.Ростов-на-Дону в рамках семинара «Проектирование развития муниципальной системы образования» состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги семинара.

На пленарном заседании проектные группы представили результаты рефлексии собственной деятельности за два дня и ее результаты. Проектная группа, проектировавшая механизмы развития дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования, отметила несколько важных результатов собственного продвижения в проблематике развития дошкольного образования. Важным результатом работы участники группы отметили необходимость выделения ключевого направления действий по реализации ФГОС. Совершенно понятно, что вводя ФГОС, невозможно проектировать все и сразу. В связи с этим участники группы выделили по их мнению самое важное направление действий, которое может стать ключом к введению ФГОС - проектирование модели и инструментария для создания условий формирования инициативности детей как одного из целевых ориентиров ФГОС. Особенностью актуального состояния понимания технологий формирования инициативности у детей в профессиональном сообществе воспитателей детских садов Ворошиловского района города Ростова-на-Дону является:

  • отсутствие достаточного арсенала техник работы с детьми, обеспечивающих появление и становление детской инициативы;
  • отсутствие понимания, каким образом детская инициатива, развитая в дошкольном возрасте, может быть поддержана в младшем школьном возрасте в условиях жесткого насаждения норм поведения в школе и форматирования способов организации познавательной деятельности детей;
  • отсутствие механизмов финансово-экономического стимулирования такой деятельности педагогов.

Участники группы обозначили ключевые задачи, которые предстоит решать педагогам, обеспечивающим развитие детской инициативы:

  • формирование предметно-развивающей среды как образовательный среды;
  • решение проблемы о соотношении понятия занятия и образовательного события в контексте ФГОС;
  • наработка техник поддержки и развития детской инициативы в ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игре;
  • формирование карт наблюдения за развитием инициативы детей дошкольного возраста.

Ключевой управленческой задачей при этом выступает обеспечение готовности воспитателей к профессиональной деятельности, обеспечивающей движение детей к целевым ориентирам, обозначенных во ФГОС. Участники группы отметили, что на эту задачу должны работать в том числе и внутренние нормы деятельности педагогов, закрепляемые в том числе в трудовом договоре. Участники группы представили форму проектирования предмета трудового договора с воспитателей детского сада через обозначение трудовых функций, видов деятельности, реализующих эти функции и способов обнаружения, что трудовая функция педагогом выполняется и приводит к результатам. Предложенная форма по мнению экспертов излишне детализирует требования к деятельности воспитателя, что является существенным риском в условиях всевозможных проверок, которым может повергаться дошкольная образовательная организация и при этом не гарантирует реального и качественного исполнения педагогом этих функций. По мнению экспертов и участников проектной группы, следующим шагом проектирования трудового договора с воспитателем детского сада под задачу реализации ФГОС является обобщение детализированного функционала в более компактный перечень видов и результатов их деятельности.

Группа, работавшая над проектированием финансово-экономических механизмов развития общего образования представила видение проблемы обеспечения введения эффективного контракта с педагогом. Текущее состояние финансирования школ и расходования школами бюджетных средств такова, что распределение фонда оплаты труда по основным параметрам, определенным требованиями эффективного контракта, обеспечивает выход средней зарплаты учителя на уровень средней зарплаты в регионе в случае высокой учебной нагрузки учителя (в среднем около 31 часа учебной нагрузки). Понимая, что с такой нагрузкой учитель не может обеспечить качественного образования школьникам, задача управленцев - принять меры по повышению эффективности распределения имеющегося ФОТ. За счет чего эта эффективность может быть достигнута:

  • оптимальное комплектование классов;
  • переход на пятидневную учебную неделю;
  • изменение соотношения ФОТ учителей и ФОТ остального персонала к более выгодному для учителей значению: 75% на 25%.

Эти меры позволят снизить за счет организационных мер учебную нагрузку учителя до среднего значения - 23-24 часа. Но, возможно, это станет только в случае, если учредитель сформирует муниципальный норматив для обеспечения реализации собственных полномочий в сфере образования - содержания имущества - прежде всего, финансовое обеспечение (на основе норматива) приобретения школами услуг по содержанию имущества. Это позволит в школах оптимально сформировать штатные расписания, сократив непрофильные расходы из фонда оплаты труда. В таких условиях введение эффективного контракта становится возможным и будет обеспечивать прозрачность формирования функционала и размера оплаты труда педагога в зависимости от особенностей нагрузки учителя.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100