Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к выступлению Татьяны Озеровой 

Группа 1. «Управление развитием»




16 апреля 2014 года в Ворошиловском районе г.Ростов-на-Дону в рамках семинара «Проектирование развития муниципальной системы образования» продолжила работу проектная группа «Управление развитием» (координатор – Алла Антонова, директор Института проблем образовательной политики «Эврика»).

Татьяна Озерова, директор МАОУ СОШ «Эврика-Развитие имени М.В.Нагибина» г.Ростов-на-Дону в начале работы проектной группы представила рефлексивное сообщение по итогам работы группы в первый день семинара. Видение того, что происходит в системе образования, в большой степени смешалось с тем, что происходит в нашей школе. Пытаясь определить, в чем проблема, противоречие, нужно задаться вопросами:

  1. ФГОС: то, что мы о нем думаем или нет?
  2. ФГОС реализуется или нет?

Формально ФГОС введен и реализуются школами не первый год, однако отдельные признаки ФГОС отсутствуют. ФГОС - это порядок действий, логика формализации, обобщения опыта от деятельности и через деятельность. У управленца появляются задачи:

  • обнаружить собственный дефицит знаний, способов действия по ФГОС
  • «вбрасывание»
  • опора на прорывные группы (роль методического объединения)

В связи с этим можно выделить следующие этапы деятельности, работы по управлению процессов введения ФГОС в образовательной организации:

  1. Проект
  2. Деятельность
  3. Рефлексия, формализация

Для реализации такой системы деятельности необходимо сменить систему координат, пересмотреть ориентиры. Модель реализации такого рода деятельности видится такой:

  1. Начальная школа – это та база, где ребенок учится ставить вопросы и искать ответы на них. Здесь необходимы определенные технологии, в МАОУ СОШ «Эврика-Развитие имени М.В.Нагибина» – это развивающее обучение.
  2. Вторая ступень – это процесс выбора и апробации через исследования, театральные постановки, различные практики, профессиональные пробы – такие технологии, благодаря которым ребенок сможет определиться с выбором (технология индивидуального обучения).

Переход к индивидуальному учебному плану. Если бы заработал ФГОС НОО в полной мере, то к средней школе дети уже владели бы способами и навыками обучения. Невозможно реализовывать ФГОС на каком-то одном уровне, это неправильно, технология должна быть выдержана. Таким образом, в школе должны быть сформированы условия, определенная среда, которые позволят продолжить процесс развития, начатый в начальной школе, в противном случае развитие ребенка будет купировано. В современной школе, к сожалению, до сих пор учитель не может помыслить ребенка субъектом своей собственной образовательной деятельности. Ребенок по-прежнему сосуд, который надо наполнить. На самом деле ученик отличается от учителя только тем, что живет с нами в разное время, и уровень его социализации будет актуален не сегодня, а много позже. Говорить об обучении в пассивном залоге сегодня нельзя.

Проблема реализации ФГОС состоит еще и в том, что не все учителя владеют инструментами реализации ФГОС. Основной инструмент не может быть дан свыше, он должен вырасти внутри педагога из потребности изменить парадигму своей работы. Задача управленца стимулировать и заинтересовывать педагогов в поиске новых способов работы.

Алла Антонова отметила, что «обернуть всех в свою веру» очень сложно, надо ориентироваться на тех, кто хочет. А захочет тот, кто поверит в успешность этой системы, кто поймет, что главный результат обучения – это не сдача ЕГЭ, а социализация человека, его успешность в будущем. Для чего необходимо показать родителям привлекательность результата для родителей. Когда они поймут, что это хорошо, сопротивления не будет, его просто быть не может.

Аналитическая группа Ростовской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100