Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа 1. «Управление развитием»




15 апреля 2014 года в Ворошиловском районе г.Ростов-на-Дону в рамках семинара «Проектирование развития муниципальной системы образования» начала работу проектная группа «Управление развитием» (координатор – Алла Антонова, директор Института проблем образовательной политики «Эврика»).

Работа группы строилась на выявлении актуальной для участников проблематики развития как личного профессионального, так и образовательной организации. Модератор работы группы Алла Антонова задала стартовую рамку обсуждения: в чем проблематика развития образовательных организаций, представители которых участвуют в работе проектной группы? Было предложено формулировать собственное видение проблематики исходя из уже прожитого опыта участия в курсах повышения квалификации, которые проводит Институт проблем образовательной политики «Эврика» для образовательных организаций Ворошиловского района г.Ростов-на-Дону.

Участники группы предъявили наиболее актуальные для своих коллективов проблемы и совместно формулировали проблематику следующего шага развития своих образовательных организаций.

Введение ФГОС ступеней общего образования требует совместного проектирования коллективами школ основных образовательных программ. При этом распространенной является проблема недостаточной мотивации работников школы для участия в таком проектировании. Коллективы школ зачастую склонны ожидать четких инструкций «сверху». Существует проблема запуска проектирования в педагогических коллективах. Участники работы группы предлагали различные способы мотивации педагогического коллектива к участию в проектировании:

  • разъяснительная работа;
  • материальное стимулирование (например, включение в показатели стимулирования в рамках НСОТ соответствующих показателей);
  • организация рабочих групп их числа мотивированных на проектную работу педагогов и постепенное расширение круга участников рабочей группы за счет предъявления значимых для всего педагогического коллектива результатов работы проектной группы для обсуждения в коллективе.

Педагоги школы зачастую самостоятельно не готовы осознать проблематику введения ФГОС ступеней общего образования. Им зачастую кажется, что они полностью исполняют требования ФГОС в своей работе. На самом деле это часто является результатом существенного упрощения или искажений требований ФГОС. В этой ситуации от управленцев требуются значительные усилия для организации в педагогическом коллективе специальных событий, которые позволили бы педагогу обнаружить собственные технологические дефициты, зафиксировать разницу между наличным состоянием дел и требованиями, которые предъявлены ФГОС ступеней общего образования. Проектирование таких событий может быть следующим шагом в развитии управленческого корпуса школ. Участники группы высказывали позицию, что проблему обнаружения и ликвидации дефицитов готовности к введению ФГОС ступеней общего образования возможно решить за счет выстраивания наставничества над «более слабыми» и менее опытными педагогами со стороны опытных педагогов. Однако, такой управленческий ход нельзя признать универсальным, так как и молодые педагоги, и опытные педагоги в условиях введения ФГОС фактически равны, так как не имеют опыта реализации его требований в системе.

Наиболее универсальными механизмами развития педагогического коллектива и выделения проблематики развития образовательной организации являются:

  • анализ качества образования в образовательной организации;
  • фиксация проблем, с которыми сталкиваются педагоги и управленцы для обеспечения должного качества образования;
  • выделение проблематики проектов, которые будут способствовать решению обозначенных проблем;
  • выстраивание системы поддержки проектных групп на уровне образовательной организации, площадок для обсуждения результатов проектирования, фиксации новых норм, выделенных по результатам проектов.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100