Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Романа Селюкова 

Лекция «Новые финансово-экономические механизмы, обеспечивающие современное качество общего образования», Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




15 апреля 2014 года в Ворошиловском районе г. Ростов-на-Дону в рамках семинара «Проектирование развития муниципальной системы образования» с первой частью доклада «Новые финансово-экономические механизмы, обеспечивающие современное качество общего образования» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков акцентировал внимание на том, что проблематика нормативов связана с тем, чтобы в настоящее время каждый руководитель почувствовал уверенность, что средств, которые даются на реализацию программы будет достаточно. Если рассматривать норматив как историю минимального обеспечения, то важно понимать, что представляет собой минимальный объем средств в расчете на одного получателя услуги, который необходим, чтобы реализовать ООП.

Эксперт подчеркнул, что в основе расчета норматива лежит средняя заработная плата в регионе, которая является точкой отсчета. Освещая принципы формирования норматива на ступени общего образования Роман Селюков представил коэффициенты, которые могут быть применены:

  • Изменение минимального размера оплаты труда;
  • Ключевые соотношения фонда оплаты труда в структуре норматива ФОТ (базовая часть) и ФОТ (стимулирующая часть);
  • Соотношение количества учителей и учащихся - 1/15 в городских школах и 1/8 для сельских школ;
  • Соотношение ФОТ основного персонала и ФОТ прочего персонала – необходимо исходить из рекомендуемого соотношения 65/35;
  • Отчисления во внебюджетные фонды.

Нормативы в школе должны быть дифференцированы в зависимости от задач школы. Самым дешевым становится норматив в начальной школе. Ключевым вопросом становится понимание результата, так как в начальной школе ребенок должен стать субъектом коллективной деятельности. Класс является главной единицей, который позволяет развиваться ребенку корректно. Соответственно, соотношение учитель/ученик должно быть установлено 1/20.

В основной школе необходимо подготовить к ситуации осознанного выбора в обучении, поэтому в основной школе должна быть предоставлена возможность выбора. Это предполагает деление детей на подгруппы в рамках любого предмета. Следовательно, соотношение учитель/ученик меняется на 1/10.

Старшая школа предполагает реализацию индивидуальной образовательной программы. Необходимый штат - стандартный. Учитель старшей школы не «урокодатель», а тьютор, поэтому и норматив значительно ниже, чем в основной школе.

При рассмотрении формирования норматива дополнительного образования Романом Селюковым была подчеркнута значимость «говорящих» коэффициентов - интенсивность реализации конкретной программы. Эксперт высказал суждение о том, что если единицей финансирования остается программа, то это приведет к исчезновению организаций дополнительного образования. Надо понять, в чем специфика дополнительного образования и надо ли двигаться только по программам. Организация досуга детей может быть определённым видом работы в образовательной организации, в соответствии с чем должны быть предложены другие коэффициенты расчета норматива (к примеру, количество детей, проживающих в муниципалитете). Это означает, что не дети должны идти в организацию дополнительного образования детей, а педагог должен прийти к нему на улицу и организовать культурные варианты деятельности.

При рассмотрении норматива в дошкольном образовании Роман Селюков выделил два аспекта: норматив на дошкольное образование и норматив на услугу присмотра и ухода. По его мнению, острота вопроса в том, чтобы определить, на какой персонал дается норматив и какие расходы учитывать. В основе расчетов - средняя зарплата в организациях общего образования и добавляются коэффициенты, учитывающие, какие услуги оказывает организация. Важно, чтобы были разные нормативы под услугу кратковременного пребывания ребенка в детском саду и длительного пребывания. В ФГОС появилось ключевое соотношение: количество детей и педагогических работников (1/20), и это соотношение региональные экономисты могут учитывать при рассмотрении норматива.

Аналитичекая группа Ростовской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100