Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

доклад «Институционализация современных представлений о качестве образования: проблематика, модели, механизмы». Часть 2.




27 октября 2013 года в Москве в рамках межрегиональной конференции «Результаты апробации и перспективы внедрения современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС» с продолжением доклада «Институционализация современных представлений о качестве образования: проблематика, модели, механизмы» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Мы довольно подробно обсуждали технологии. Предмет обсуждения не случаен, поскольку технологии и целевые ориентиры экономики определяют задачи образования на долгосрочную перспективу. Достижение поставленных результатов определяется, в том числе, и отношениями внутри системы образования. Школа, уклад которой авторитарен, не может воспитать человека свободного. В то же время рамка образования имеет достаточно искусственный характер, что позволяет нам искусственно оградить ребенка от всех опасностей и негативных факторов. Затем ребенок попадает во внешнюю систему отношений. Вопрос, можем ли мы подготовить ребенка к этим внешним отношениям? Безусловно, да. Но если ранее то, какими будут эти отношения через некоторый период времени было известно, то сейчас предположить характер отношений практически невозможно, поскольку изменение форматов происходит стремительно.

В этой логике задача образования - дать каждому ребенку его собственный универсальный способ формирования действия в незнакомой для него ситуации. Но для того, чтобы у человека сформировался его индивидуальный способ действия необходимо развивать его индивидуальные способности, поскольку сформировать универсальный способ действия одинаковый для всех невозможно. С другой стороны, представление о том, как именно формируется универсальность, должно быть общим, являться предметом договора всех заинтересованных сторон. Именно в этом смысле формируется представление об общем образовании.

Частной проблемой является пространство. Не во всяком пространстве, даже при наборе эффективных педагогических технологий, возможно развитие индивидуальности. Если пространство не может быть трансформировано сообразно потребностям ребенка, то и рамка отношений в этом пространстве задана довольно жестко, она ограничивает, запрещает, формирует протестный способ действия. В этой логике возможность изменения пространства под себя – важный элемент развития. Задача – создать избыточную среду, где у ребенка была бы ситуация разных возможностей действия для проявления индивидуальности. На данный момент задана архитектоника Монтессори, не сложилась архитектоника развивающего образования, формируется архитектоника информационно – образовательной среды. Очевидно, что представление о том, каким должно быть пространство школы – 2040 года не просто меняется в плане предметно ощутимого формата, оно становится качественно иным.

Следующий сюжет – сетевое пространство. Тенденция развития такова, что сегодня информационная среда становится самостоятельной образовательной средой. А это означает, что форматы предъявления образования, способы его получения принципиально меняются. Информационная среда расширяет спектр способов пребывания ребенка в культуре. Бесконечность вариантов пребывания меняет тип управления отношениями. Пространство перестает быть ограниченным, становится многомерным. Задача перехода к школе 2040 года – спрогнозировать не только в каких отношениях, но и в какой реальности человек будет себя реализовывать. Нарастает кризис орудийно-знаковой концепции, поскольку орудия перестают быть натуральными.

В заключение Александр Адамский сформулировал основные тезисы. Когда мы обсуждаем какие то определенные культурно – цивилизационные процессы, то создается впечатление, что только оно и будет. Но в культуре идет наслоение, и списать со счетов предыдущие слои невозможно. Если мы хотим удержать ребенка в образовании, мы должны ориентироваться на те актуальные типы отношений, в которых ребенок будет существовать.

Универсальной методологической проблемой является проблема предметности, которую мы кладем между собой и ребенком, чтобы перейти в новую систему отношений. Является ли индивидуальность предметностью? Если да, то как ее формализовать? Общий принцип – создание отношений, из которых вытекает способ успешной социализации. Нужна определенная предметность, в которой с одной стороны, будут культурные образцы, а с другой – учитель и ребенок. Проблема в том, а готов ли учитель к встрече с ребенком в этой предметности? И следующая задача – как вложить индивидуальность в очевидно формальные вещи – ООП, норматив финансирования, аттестация. Ключевой вызов – формализация новой предметности, без потери ее содержания.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100