Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Авторская школа "Эврика", 24-27 октября> Панельная дискуссия «Качественное дошкольное образование: реализация ФГОС и подготовка кадров»

Панельная дискуссия «Качественное дошкольное образование: реализация ФГОС и подготовка кадров»

Модератор: А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»

Участники: В.С. Собкин, Т.В. Волосовец, Е.О. Смирнова, представители региональных органов управления образованием




26 октября 2013 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» состоялась панельная дискуссия «Качественное дошкольное образование: реализация ФГОС и подготовка кадров».

Проблематика обсуждения была организована вокруг двух основных сюжетов:

  • содержательные линии стандарта;
  • введение, реализация, стратегия и тактика внедрения ФГОС.

По замечанию Александра Адамского, в рамках дискуссии необходимо удерживать то, что новый стандарт задумывался как стандарт развития, что и было реализовано, но идею стандарта как стандарта условий в полной мере реализовать не удалось. Оппозиция осуществлялась в подходах к определению результативности: либо прописывать результаты (и тогда жестко прописываются критерии оценки), либо брать в качестве ориентиров оценки результативности условия (предельная наполняемость, соотношение воспитатель/воспитанник и т.д.). При этом задача внедрения в части подготовки педагогических кадров решается не по линии ИПК, а через пилотные площадки, которые по факту уже работают в рамках логики ФГОС.

Открывая обсуждение, Татьяна Волосовец, директора Учреждения Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства» пояснила, что в настоящее время стандарт передан на утверждение в Министерство юстиции Российской Федерации (приказ о направлении проекта подписан 24 октября 2013 г.). Стандарт прошел общественное обсуждение, получено более 300 предложений от граждан и порядка 12 заключений от экспертных организаций. После доработки с учетом поступивших предложений стандарт утвержден Минобрнауки РФ (приказ также уже подписан) и вступит в силу с 01 января 2014 года. Переход на ФГОС дошкольного образования будет постепенным. В настоящее время готовится «дорожная карта» внедрения стандарта, в которой будет прописано каким образом (этапы и сроки) все образовательные организации в течение 3-х лет перейдут на новый ФГОС. Дополнительно будут подготовлены методические рекомендации по вопросам разработки ООП дошкольного образования в соответствии с требованиями стандарта. В этой связи актуальным становится вопрос продления срока легитимности основных образовательных программ, ориентированных на ФГТ, до появления новых образовательных программ. Предложено установить предельный срок продления легитимности действующих программ до 01 января 2015 г.

Основная образовательная программа составляется с учетом примерной. Однако на конец года примерных программ, разработанных в соответствии с ФГОС, нет. Они пока находятся на стадии доработки. Участниками дискуссии внесено предложение об установлении срока разработки примерных программ до 01 марта 2014 г. Существенная ремарка заключается в том, что дети, переходящие в подготовительную группу в следующем году, должны продолжить обучение в рамках программ, ориентированных на ФГТ.

Далее дискуссия перешла к вопросу о подготовке педагогических кадров. Предметом полемики стал вопрос передачи пилотным площадкам права реализации программ повышения квалификации. Проблема в том, что право выдачи соответствующих документов есть только у институтов повышения квалификации. В этой логике не вполне ясно, каким образом фиксировать процесс повышения квалификации. Внесено предложение на выдачу площадкам государственного задания на реализацию программ повышения квалификации в качестве одного из пунктов приказа по прохождению переходного этапа. Такое решение, кроме того, позволит увеличить финансирование образовательных организаций.

По мнению Владимира Собкина, директора Института социологии образования РАО, выделение «сильных» детских садов через присвоение им статуса пилотных площадок может привести к развитию ситуации неравенства доступа к качественному образованию, дальнейшему расслоению дошкольных образовательных организаций на «сильные» и «слабые». Однако, как считает Александр Адамский, на данном этапе задача состоит в том, чтобы сформировать такую систему дошкольного образования, в которой количество «сильных» дошкольных организаций будет только возрастать. И ситуация высокой конкуренции может стимулировать этот процесс, в том числе и через увеличение количества негосударственных организаций.

Следующий аспект проблематики подготовки кадров отметил Игорь Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика». Существенным фактором риска, по его мнению, является не только уровень подготовки кадров и отсутствие компетенций по оценке качества через условия реализации ФГОС, но и их нехватка. При этом средний возраст дошкольных педагогических работников составляет 50 лет. «Проблема нехватки кадров действительно стоит очень остро, - отмечает Татьяна Волосовец, - в том числе и в связи с перспективой строительства новых дошкольных образовательных организаций. Учитывая средний возраст педагогических работников, ситуация, когда в новом саду некому будет работать, выглядит вполне возможной». В этой связи актуальным становится сюжет, связанный с пересмотром стратегии подготовки кадров. Одним из вариантов модернизации содержания программ обучения могут стать программы переподготовки непрофильных специалистов. В этом случае пилотные площадки становятся центрами педагогического образования, когда обучение происходит уже на базе дошкольного учреждения. В этом случае объем финансирования образовательной организации также может быть увеличен.

Проблематика выступления Елены Смирновой, научного руководителя Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета касалась вопросов соответствия пространственно-предметной среды требованиям ФГОС. Одним из ключевых рисков она считает блокирование среды нормами СанПИН, высокими требованиями безопасности. Пути решения вопроса участники дискуссии видят в следующем: согласно стандарту игровое оборудование должно соответствовать целям и задачам ООП. Авторы программ должны описывать тот перечень игрового оборудования, который необходим для реализации конкретной программы. На основе этого описания могут быть сформированы требования к пространственно-предметной среде, где были бы указаны примерные характеристики оборудования. При этом оптимальным решением будет передача полномочий по составлению перечня оборудования на уровень образовательной организации, что полностью соответствует логике развития самостоятельности образовательных организаций. При этом соответствие перечня развивающим задачам среды может быть только предметом экспертизы по запросу организации. И в этом случае финансирование организации выделяется, в том числе, и на аудит.

Подводя итоги обсуждения, Александр Адамский выделил ряд основополагающих тезисов. Задача обновления содержания образования в дошкольном образовании может быть реализована только через конкретные примеры – деятельность пилотных площадок, где могут получить детальную проработку новые механизмы финансирования и аттестации, разработаны требования к условиям, обеспечивающим развивающий характер пространственно – предметной среды. «История стандарта – это история про то, можно ли сохранить содержание при переводе экспертных позиций в нормативный документ, - отметил Александр Адамский. Рабочая группа по разработке стандарта дошкольного образования должна получить статус некоего автономного образования, который формирует экспертную оценку процесса внедрения ФГОС. Рефлексия прохождения этапов реализации – необходимое условие достижения целей, на которые направлен стандарт дошкольного образования. Поэтому в мониторинге заинтересованы как федеральные структуры, так и образовательные организации».

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100