Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Авторская школа "Эврика", 24-27 октября> Лекция «Результаты исследования ФГОС ДО", О.А. Шиян. Лекция "Оценка "дорожных карт", Н.М. Шадрина
Презентация к докладау О.А.Шиян 

лекция «Результаты исследования стартовых условий реализации ФГОС ДО: психолого-педагогические условия в дошкольных образовательных организациях». О.А. Шиян, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».

ЛЕКЦИЯ «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ «ДОРОЖНЫХ КАРТ» ИЗМЕНЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ». Н.М. ШАДРИНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА АНО «ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ «ЭВРИКА»




26 октября в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» с докладом «Результаты исследования стартовых условий реализации ФГОС ДО: психолого-педагогические условия в дошкольных образовательных организациях» выступила Ольга Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

В начале своего выступления Ольга Шиян отметила, что в преддверии введения ФГОС ДО необходимо определить стартовые условия его введения, а затем ставить задачи, необходимые для эффективной реализации стандарта.
Была выделена основная особенность стандарта – основной акцент сделан на определении необходимых условий, а не на оценку собственно образовательных результатов детей, поскольку в этом возрасте развитие происходит с различной динамикой, и их сравнение некорректно.
При этом основные требования к результатам в стандарте зафиксированы, в виде основных направлений развития ребенка – это развитие свободной игры (что является для дошкольника мощным образовательным средством), развитие инициативности, возможности совершать осознанный выбор, развитие творческого мышления и воображения, развитие культурных средств деятельности. Перед введением дошкольного образования особенно важно было посмотреть, как к подобным направлениям развития относятся педагоги, считают ли они, что и так в своей деятельности достигают подобных результатов, или существует разрыв, которые необходимо преодолеть.
Для определения отношения педагогов к стандарту было проведено анонимное исследование в электронном формате, в ходе которого были опрошены 1787 респондентов из пяти регионов РФ. Были заданы две группы вопросов: насколько считают ценностью, позицию, заложенную во ФГОС, и насколько заявленные цели, образовательные результаты, уже достигаются…
социальной желательности;
По результатам исследования (подробный анализ – в презентации докладчика), оказалось, что подавляющее большинство педагогов позитивно относятся к предъявленным образовательным результатам, однако какая же подавляющая часть считает, что в своей реальной деятельности они создают все необходимые условия, для их формирования… Например, 75% опрошенных считают, что старшие дошкольники находятся на высоком уровне развития игры, а 73% утверждают, что создают для этого все необходимые условия. При этом, большинство психологических исследований (например, Елены Смирновой) утверждают, что общий уровень развития игры у дошкольников снижается, и это касается всех элементов – развернутости, длительности, новизны сюжетов, количества детей, участвующих в развитии сюжета… Подобные результаты получены и относительно других направлений детского развития.
Можно констатировать, что в сознании педагогов не существует разрыва между «сущим и должным», а есть иллюзия, что требования стандарта в основном и так исполняются, и необходимо сделать лишь незначительные усилия, чтобы ему соответствовать…

Сергей Горохов

С докладом «Оценка эффективности «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования и науки» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Ключевая задача в рамках реализации «дорожных карт» – введение нового ФГОС. Основной проблемой являются те мероприятия, которые требуют дополнительного ресурса – ликвидация очередности и повышение заработных плат педагогических работников.

С позиции повышения заработных плат существенным риском реализации «дорожных карт» является формальный подход к введению эффективного контракта. Во многих субъектах Российской Федерации переход произошел лишь формально. Эффективные контракты подписаны на всех уровнях образования, однако анализ показывает, что представления об эффективном контракте как инструменте управления качеством не сложилось. В большинстве случаев это просто трудовой договор, соотнести показатели качества и эффективности в рамках которого оказалось невозможно. В этой логике обеспечение самостоятельности образовательных организаций становится серьезной проблемой, потому что если эффективный контракт – типовой, то отличий между образовательными организациями нет. В этом случае мы понимаем, что заключаем именно трудовой договор, а не эффективный контракт.

Следующий сюжет. Эффективный контракт должен быть сопряжен с другими документами, и прежде всего стандартом. Показатели результативности, качества и количества труда педагогического работника, заложенные в эффективный контракт, должны коррелировать с муниципальным заданием. Однако по данным анализа такой взаимосвязи пока нет. Задача, стоящая перед муниципалитетами, заключается в переоформлении принципов формирования муниципального задания в рамках формирования представлений о качестве. В отсутствии этой связки перейти к эффективному контракту сложно.

Анализ мероприятий, заданными «дорожными картами» в целях выполнения показателей, связанных с ликвидацией очередности, показывает необходимость решения следующих вопросов: в большинстве субъектов Российской Федерации предусмотренные в «дорожных картах» инструменты сокращения очереди не закрывают полностью прогнозируемую потребность. Отсутствие корреляции данных усложняет процесс разработки плана мероприятий по достижению заявленных показателей. В условиях варьирования стоимости создания одного места от 400 тыс.руб. до 1.4 млн. руб. даже в рамках каждого отдельного региона такая ситуация неопределенности является существенным риском. Отчасти причины таких различий определяются разницей в условиях каждого региона и даже муниципалитета, кроме того, часто при расчете потребности учитываются только те дети, которые уже стоят в очереди, а не все дети, проживающие на территории данного региона. Безусловно, не все из этих детей действительно нуждаются в услуге дошкольного образования, но право получения этой услуги должно быть предоставлено всем. В то время как в большинстве региональных «дорожных картах» заявлено именно увеличение мест, а не предоставление услуги дошкольного образования в той или иной форме (негосударственный сектор, компенсационные выплаты). Возможно, причиной реализации такого подхода к формированию «дорожных карт» является большая востребованность услуги присмотра и ухода нежели услуги дошкольного образования. Это приводит к необходимости изменения целевых показателей «дорожной карты».

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100