Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция «Школа как объект государственно-общественного управления», В.К. Бацын




16 октября 2013 года в Иркутске в рамках очной части курсов повышения квалификации по программе «Государственно-общественное управление образованием» с докладом «Школа как объект государственно-общественного управления» выступил Владимир Бацын, руководитель отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

До середины 60-х годов в мировой практике (и образовательной, и индустриальной) существовал высокий спрос на рутинные ручные, рутинные когнитивные, нерутинные ручные компетентности. В то время как креативные компетентности спросом не пользовались. Однако затем научно – индустриальный рост спровоцировал изменение приоритетов. В нашей стране именно в этот период система образования достигла своего расцвета. И то, что в мировой практике воспринималось как точка бифуркации, коренной смены целевых ориентиров, в нашей культуре закрепилось как точка роста, определившая ключевые тренды развития на следующие десятилетия. Произошло расхождение установок: общемировой тренд – развитие креативных способностей, советская школа – «учение и труд».

Возможно, различие трендов развития обусловлено разницей культур. Но тогда возникает вопрос, действительно ли культура определяет образование, или наоборот? Если понимать культуру как систему отношений человека к природе, обществу, самому себе, а образование в его традиционной трактовке как процесс получения знания, то культура явление более объемное. Вопрос в том, насколько мы сознаем необходимость и важность формирования внутренней культуры каждого учащегося, и как этот процесс опосредован в образовательной программе школы как программе общей деятельности. Проблема в том, что в ряде нормативных документов, в том числе и на достаточно высоком (региональном) уровне, школа не воспринимается как институт развития человека. Эта функция отводится высшей школе. Расхождение точек зрения субъектов (органов управления и школы) не позволяет школе в полной мере реализовать свою основную миссию определения стратегических перспектив развития социума. В то время как школа должна быть средством социально – культурного развития «вмещающего» пространства, где каждый ученик мыслится как центральная фигура всего, что происходит в школе. Именно каждый ученик, а не безликая масса.

Школа должна восприниматься учеником как ресурс его индивидуального развития. Сверхзадача, решаемая в рамках реализации образовательной программы – наполнить детскую личность максимально возможным количеством составляющих. Необходимым условием является взаимодействие по этому поводу всех субъектов, в том числе и родительского сообщества, как составляющей части школьного образовательного сообщества, через деятельность Управляющего совета. Функция Управляющего совета – санкционировать то, что наработано всеми. Но что считать эффективным результатом, который удовлетворяет интересам всех участников? И как оценить качество достигнутого результата?

Очевидно, что предметом «образовательной экспертизы» должны стать социально – культурные компетентности, которые ребенок приобрел через реализацию основной образовательной программы. Только предметной области для этого будет недостаточно. Образовательная программа может быть расширена через использование внешних ресурсов, то есть социума, проектная задача – «экспансия» школы в социум в поисках образовательного аутсорсинга. В этой ситуации школа сама выступает как коллективный тьютор, организующий совместную деятельность. Следующий аспект – организация через эту деятельность пространства выбора для каждого ученика, создание условий для формирования его собственной культурной традиции путем вовлечения в реализацию программы всего окружающего социума.

Процесс изменения миссии школы в указанных рамках является действительно инновационным, поскольку определяет изменение в долгосрочной перспективе способов бытия всего общества, как не амбициозно это звучит. Происходит процесс институционализации нового ядра образования на стыке формального и неформального образования, доля которого существенно возросла в последнее время. Обозначен новый тренд развития образования, мы переходим от стратегии «наше образование» к стратегии «мое образование». Эта тенденция закреплена и в новом ФГОС, который с этой точки зрения сам является инновационным проектом, выступая как модель и механизм инновационной проектной деятельности.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100