Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Курсы повышения квалификации по программе "Государственно-общественное управление образованием"> Очная часть> Лекция «Основные направления деятельности Управляющего совета», Сандакова Н.Ю., Шадрина Н.М.
Презентация к докладу Натальи Шадриной 
Презентация к докладу Натальи Сандаковой 

Лекция «Основные направления деятельности Управляющего совета», Сандакова Н.Ю., Шадрина Н.М.




15 октября 2013 года в Иркутске в рамках очной части курсов повышения квалификации по программе «Государственно-общественное управление образованием» с докладом «Основные направления деятельности Управляющего совета» выступили Наталья Шадрина, заместитель директора по региональному развитию Института проблем образовательной политики «Эврика» и Наталья Сандакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Наталья Шадрина отметила, что одной из приоритетных задач модернизации российского образования является задача превращения небольшой «линии соприкосновения» общества и образования во всесторонне обустроенную область постоянного продуктивного их взаимодействия. Важно отметить, что к 2011 году в большинстве субъектов Российской Федерации накоплен позитивный опыт развития государственно-общественного управления. Во-первых, в связи с внедрением новой системы оплаты труда отработаны механизмы участия управляющих советов школ в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогическим работникам. Во-вторых, процесс формирования региональных систем оценки качества образования (в рамках направления комплексных проектов модернизации образования 2007-2009 годов) позволил отработать механизмы участия общественности в обсуждении и согласовании образовательной программы школы, в проведении аттестационных процедур (итоговая аттестация учащихся в 9 и 11 классах, аккредитация образовательных учреждений). В-третьих, введение требований к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования школы позволило сформировать систему показателей по расчету доли школьников, обучающихся в современных условиях, и регламенты участия общественных управляющих в оценке наличия этих условий в рамках процедур приемки школ к началу нового учебного года.

Однако, на сегодняшний момент в связи с массовым введением ФГОС ступеней общего образования требуется изменение содержания деятельности органов, реализующих государственно-общественный характер управления образовательной организацией. Эти изменения, в первую очередь, связаны с необходимостью оформления Института общественной оценки качества образования как ключевого субъекта, несущего новое представление о качестве образования, формирующего широкое позитивное общественное мнение об инновационных процессах в образовании, оказывающего мощный мобилизующее и обновляющее влияние на учительский корпус.

Наталья Шадрина обозначила формальность функционирования органов государственно-общественного управления в образовательных организациях на данный момент, причиной чего стало, в первую очередь, недоверие управляющим советам со стороны руководящих работников образовательной организации. Механизмы привлечения общественности к управлению – управляющие советы в образовательных организациях - uражданские институты как представители интересов налогоплательщиков должны выступить внешним экспертом результативности образования:

  • через участие в контроле и оценке качества;
  • через формирование показателей качества предоставляемой услуги и контролем за достижением этих показателей;
  • через публичную отчетность они получают объективные свидетельства улучшения работы образовательной организации и педагогов, свидетельства эффективности инвестиций в образование.

С введением 83-ФЗ образовательной организации дается государственное (муниципальное) задание, в котором должны быть прописаны показатели качества оказании услуги. Органы государственно-общественного управления обязательно должны участвовать в формировании этого документа, так как общественные эксперты могут влиять на финансирование образовательной организации. Участие гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагоговпредполагает участие в определении предмета стимулирования, то есть оформление гражданского заказа на результативность и качество образования; участие в определении оснований для стимулирования – осуществление контроля практической реализации гражданского заказа; участие в определении, формировании и контроле за использованием ресурсной базы стимулирования, - участие в формировании «бюджета стимулирования» и контроле за его исполнением.

Эксперт подчеркнула, что участие управляющего совета в оценке качества образования – главный инструмент обеспечения деятельности общественности в этом процессе как потребителя образовательных услуг, субъекта формирования и предъявления гражданского (общественного) заказа. Наталья Шадрина презентовала информационную систему gou.eurekadaily.com для дистанционной самоподготовки общественных управляющих по вопросам оценки качества образования в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта и проектной деятельности с использованием Базы Знаний, интернет-ресурсов, имеющихся удобных конструкторов и социальных сервисов.

Наталья Сандакова отметила, что на протяжении последних лет в субъектах Российской Федерации велась и ведется активная работа по развитию государственно-общественного управления на уровне школ. Тем не менее, результативность подобной работы лишь в отдельных образовательных учреждениях в стране имеет положительную динамику. В большинстве же случаев подобная деятельность оказалась безрезультативной и носит как правило декларативный характер. Данные выводы эксперт сделала, опираясь на такие показатели:

  • уровень частных инвестиции в бюджете образовательной организации;
  • охват учащихся услугой репетиторства.

Низкий удельный вес внебюджетных средств в совокупном бюджете образовательных организаций характеризует современную школу как школу с низким уровнем инвестиционной привлекательности. По второму показателю мы наблюдаем рост репетиторства. При этом, если раньше, этот процесс был скорее всего исключением в общей практике, то сегодня можно говорить о массовом репетиторстве, причем не только в выпускных классах, но и по всей вертикали. Есть школы, где репетиторством охвачены 100% выпускников 9 и 11 классов. И это уже серьезный показатель неэффективности сложившейся практики управления на школьном уровне, поэтому можно фиксировать, что продолжается отчуждение школы и общества.

Смысл государственно-общественного управления сводится к реализации демократического типа управления, когда и управляющий совет и образовательная организация совместно решают стратегические вопросы развития школы. Необходимо, во-первых, чтобы в школе возникла деятельность (проблема, потребность ее решить, подготовка проекта, реализация проекта – это как минимум). Во-вторых, необходимо выращивать или привлекать социально активных родителей и представителей общественности.

Главная цель создания управляющего совета: переход участия общественности от консультирования и содействия – к принятию решений. Существует, по крайней мере, пять сфер школьной жизни, в которых изменения к лучшему возможны и желательны и управляющий совет может влиять на изменения:

  • сферы учения и обучения;
  • сферы жизненного пространства школы;
  • сферы отношений школы и внешней среды;
  • сферы школьного менеджмента (управления);
  • профессионализма школьных административных и педагогических кадров.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100