Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Владлена Игнатовича 

Лекция «Организация деятельности Управляющего совета», В.К. Игнатович




15 октября 2013 года в Иркутске в рамках очной части курсов повышения квалификации по программе «Государственно-общественное управление образованием» с докладом «Организация деятельности Управляющего совета» выступил Владлен Игнатович, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Ключевой вопрос обсуждения: что есть управляющий совет - контролирующий орган, формальная искусственно созданная структура или помощник и защитник директора? Среди предложенных вариантов нет ни одного, который продвинул бы нас в понимании действительного значения Управляющего совета. Следующий вопрос: чем (или кем) именно управляет Управляющий совет? Учителем? Директором? Учебным процессом? Понимая управление как условие эффективной организации процесса, приходим к выводу, что Управляющий совет призван управлять качеством образования. Именно качество образования является предметом общественно – государственного управления. Институционализация государственно-общественного управления обусловлена действием следующих механизмов.

Изменение представлений о качестве образования является следствием изменения культурной рамки существования социума. Поскольку именно образование создает ту «модель» человека, которая отвечает задачам развития общества на данном этапе. На современном этапе образование переходит от модели «я такой как все», традиционной до середины XXвека, к модели «я уникален». Целевые ориентиры образования меняются коренным образом. Но что понимать под целевым ориентиром? Как воспринимать требования к качеству – как стремление к достижению эталона в виде нормы, или как стремление к эталону как цели на перспективу?

Отвечая на этот вопрос, мы должны помнить, что образовательные потребности формируются не в системе образования, а за ее пределами. В условиях производственных отношений, когда структура взаимоотношений работодатель – работник оставалась неизменной на протяжении десятилетий для образовательного учреждения традиционным являлось понимание требования как соответствие норме. Ключевыми характеристиками деятельности в этом контексте являются исполнительность и пунктуальность, жесткий контроль действий и результатов. Заданная рамка была неизменна до середины XX века. С изменением социально - экономических условий, изменился и формат деятельности образовательных организаций. Привычная норма в условиях быстрых изменений утратила актуальность. Формат деятельности задается не нормой, а ориентацией на цель (то есть приобретает инновационный характер в виду отсутствия нормы) и определяется инициативностью и ответственностью. Контроль уступает место экспертизе.

При этом как не парадоксальна ситуация, школа в большинстве своем остается консервативным учреждением, поскольку работает, ориентируясь на всевозможные нормы, правила и регламенты, устанавливаемые учредителем, выполняет обязательства по подготовке ребенка к ЕГЭ, остается подведомственной и подконтрольной. И хотя новые ФГОС позволяют школе изменить формат деятельности на инновационный, на данный момент существенного изменения в подходах к обеспечению нового качества образования не отмечается.

Но как осуществить переход от существующей устаревшей нормы к ориентации на цель, когда новые нормы еще созданы? Институционализация новой нормы осуществляется только в деятельности, но именно в этом и заключается суть инноваций. В формате школы – это реализация проекта. Однако если новая норма (инновация) проявляется только внутри данной школы, то сомнительно, что как норма она станет общепринятой. Так вот задача продвижения новой нормы лежит на управляющем совете. Открытость школы, таким образом, - условие эффективности деятельности Управляющего совета. Школа должна быть открытой:

  • для субъектов внешней среды, являющихся носителями еще не оформившейся образовательной потребности;
  • для получения обратной связи в форме оценки качества образования;
  • для сетевого взаимодействия.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100