Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Владимира Бацына 

Лекция «Государственно-общественное управление образованием: сущность, нормативно-правовая база», В.К. Бацын




15 октября 2013 года в Иркутске в рамках очной части курсов повышения квалификации по программе «Государственно-общественное управление образованием» с докладом «Государственно-общественное управление образованием: сущность, нормативно-правовая база» выступил Владимир Бацын, руководитель отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

Концепция модернизации российского образования дает исчерпывающее определение того, какова основная цель образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно меняющегося социально – культурного бытия. В то же время, понимание смыслов, заложенных в это определение, различно. Разные субъекты образования имеют разное представление о том, что понимать под качеством образования. Необходим диалог для формирования единой стратегии развития.

Важно определиться с тем, какие смыслы вкладывает в понимание качества и эффективности образования каждый из заинтересованных субъектов. Например, с позиции государства. Что мы имеем? Федеральный государственный стандарт, единый государственный стандарт. Но стандарт фиксирует интерес не столько государства, сколько всего общества в целом. И в масштабах государства результат одного ученика на экзамене по физике мало заметен. Так в какой степени государству нужно нынешнее содержание и качество образования? Оно нужно только государству или всем субъектам образования?

Возьмем в качестве субъекта народ. Россия многонациональное государство. У каждого народа есть свое представление о качестве образования, нужного именно этому народу. Вместе с тем, артикуляционный аппарат, выражающий представление о качестве, есть только у государства в целом. Следующий субъект – общество. Воспринимая общество как нацию (россияне), определим, есть ли артикуляционный аппарат у общества? Общенациональной дискуссии о том, каким должно быть качество образования в российском обществе нет. У каждого социального страта и сообщества свое представление о качестве образования.

Различны представления о качестве образования на каждом уровне управления образованием. В сущности, система образования – лишь исполнитель заказа, средство достижения требуемого результата. Ключевая роль в вопросе оформления заказа отводится семье, родителям, детям, как основным потребителям услуги. Процессы, происходящие в образовании, являются следствием попыток договора между субъектами о понимании качества образования. Получается, что образование выступает как системообразующий фактор развития социума. И государство выполняет роль оформителя некоего общего представления, в той или иной степени, отвечающего запросам каждого из субъектов в отдельности.

Говоря об образовательной политике, важно понимать, чьи интересы выражаются разными субъектами на разных уровнях рассмотрения. Например, какой интерес будет доминирующим на школьном уровне? На уровне ребенка? Но как определить, в чем он заключается, и как выражается этот интерес? Сам ребенок предъявить заказ образованию не может. А если может, то в каком возрасте? Ключевой вопрос в том, готовы ли учителя позволить ему предъявить этот заказ. Советская школа в силу существовавших условий такого выбора не давала. Сейчас ситуация изменилась. Система образования стала открытой. Однако возможности безграничного выбора создают риск мифологизации образования, когда в представление о качестве закладываются вещи излишние. Несовпадение целей и содержания деятельности снижают качество результата. Необходимо задать некие рамки, определяющие границы выбора. Но для этого нужно решить, какие цели как учителя, мы преследуем, чтобы достичь требуемых результатов, определить механизмы, позволяющие оптимизировать процесс выбора, вычленяя доминирующие задачи с четкой оценкой возможностей их реализации. Пока ситуация такова, что школа, в силу сохранности традиций, дает знание заполненное – как надо делать, в то время как сформировалась потребность в знании не формализованном – как выбрать способ действия, чтобы достичь желаемого. Важно не разнообразие знания, а способность и возможности применения этого знания. «Мы должны решить, что для нас есть знание – сокровище или капитал, который можно инвестировать?» - уточнил Владимир Бацын.

Результатом обретения неформализованного знания является формирование (развитие) компетентностей – способностей (готовности) успешно действовать в той или иной ситуации. Быть компетентным (в прямом определении этого слова) в решении стандартных задач невозможно, поскольку решать такие задачи могут все. Однако самой нестандартной задачей для себя является именно сам человек, определяющий цели и направления своего развития. Таким образом, аксиологическая задача образования – создать условия для самоопределения человека.

Мы должны обеспечить максимальный индивидуальный рост каждого ребенка, а не достижение абстрактного минимума в общей массе. Главный результат образования – полиперспективность человека, то есть способность человека взглянуть на самого себя, на ситуацию, социальный контекст с разных точек зрения. Образование должно дать многообразие опыта действия, позволяющего ребенку получить представление о себе, своих возможностях, или, иными словами, быть направлено на создание универсальных компетентностей – тех, что начинаются со слова «само-». Вся образовательная программа должна быть направлена на достижение этого результата. В этом дискурсе должно быть осуществлено и осмысление ребенком роли учебных предметов и полученного им в школе опыта социализации. Задача образовательной организации - создать условия для получения ребенком такого опыта. В этой связи основная образовательная программа становится инструментом превращения школы в средство социально – культурного развития. Идеальная образовательная программа призвана дать ребенку инструмент для продуктивного освоения образовательной программы жизни. И в этом контексте содержание образования – в деятельности самого ребенка. Только то, что стало предметом рефлексии этой деятельности может стать результатом образования – завершил эксперт.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100