Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа 3




14 октября 2013 года в Иркутске в рамках очной части курсов повышения квалификации по программе «Государственно-общественное управление образованием» состоялось практическое занятие в группе «Средства повышения открытости школы и привлечение общественного внимания». Координатор – Наталья Сандакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Общая задача для работы групп – определение средств повышения открытости школы, обсуждение механизмов привлечения общественного внимания. Для того, чтобы школа была открытой, прежде всего, необходимо, чтобы родители имели представление о результатах образования. Результаты конкретизированы ФГОС и ООП образовательной организации, но родителям, к примеру, метапредметные результаты или универсальные учебные действия непонятны. Необходимо обеспечить перевод на понятный, общедоступный язык особенностей современного образования, выделить отличия образования, которое получили родители, от образования, которое получают дети сейчас.

Первым тактом работы группы станет попытка такого перевода, вторым тактом работы станет проба не рассказать об этих различиях, а показать в формате события, в рамках которого различные метапредметные результаты проявляются. После проведения события будет представлена возможность участникам расшифровать, к примеру, некоторые метапредметные результаты на основе приобретенного опыта в рамках события.

Говоря о результатах и результативности образования, участники группы отметили отрицательную тенденцию перевода ценности получаемого образования в соответствие с результатом на экзамене, что имеет крайне узкую зону практического использования – и притом предельно формализованного. В результате образование воспринимается не как универсальная ценность, а как утилитарное средство для очень важного, но эпизодического применения при переходе из основной школы в старшую или из общеобразовательной школы в профессиональную. Причем эту убежденность разделяет подавляющее большинство и учителей, и учеников.

Тезис о принципиальном значении различения результатов образования и его качества четко и последовательно проведен в «Концепции оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования»: именно на нем основана идея о выведении проблематики учебных (предметных) результатов образования из области, подлежащей оценке со стороны представителей общественности. Это представляется тем более логичным, что достижение подобных результатов предусмотрено в соответствующих учебных программах, обеспечено сертифицированными учебниками и пособиями, а проверка результатов осуществляется в соответствии с федеральными нормативно-правовыми нормами и процедурами в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА в 9 классе) и единого государственного экзамена (ЕГЭ в 11 классе). Участие представителей общественности в этих процедурах допускается, как известно, только в качестве общественных наблюдателей.

Совершенно иная ситуация возникает при оценке качества тех образовательных результатов, которые относятся к разряду социально значимых компетентностей, определяющих социокультурное позиционирование ребенка, подростка и выпускника: здесь мнения только учителей и воспитателей явно недостаточно. Необходима независимая оценка со стороны общественности. Ключевой риск – преобладание в обществе устаревших представлений о качестве образования. Задача – поиск путей преодоления замкнутости отечественной образовательной системы.

Результатом работы каждого участника группы станет эссе, касающееся рефлексии проблематики обсуждения. Структура рефлексивного эссе:

  1. ФИО, дата, координатор группы.
  2. Какие эффективные форматы работы были использованы в работе группы.
  3. Общие выводы об обнаруженных в результате работы группы содержании и деятельностных эффектах.
  4. Обнаруженные мною дефициты моих средств (знаний, умений, компетенций).
  5. Как можно использовать содержание и использованный в работе группы деятельностный формат для обеспечения взаимодействия общественности и образовательной организации.

Наталья Цырендашиева, Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100