Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Курсы повышения квалификации по программе "Государственно-общественное управление образованием"> Очная часть> Лекция «Ключевые изменения в школе и управление школой с созданием управляющих советов»,А.И.Адамский
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Ключевые изменения в школе и управление школой с созданием управляющих советов», А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».




14 октября 2013 года в Иркутске в рамках очной части курсов повышения квалификации по программе «Государственно-общественное управление образованием» с докладом «Ключевые изменения в школе и управление школой с созданием управляющих советов» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Александр Адамский обозначил основной тезис развития образования на современном этапе – система образования перестала быть закрытой. Эффективность ее развития зависит от способности воспринимать сигналы извне. Одним из источников этих сигналов могут быть управляющие советы. И от того, насколько управляющие советы погружены в контекст изменений зависит вектор развития образования.

Основной риск – доминирование реакционных представлений о качестве образования. Родители считают идеалом «свое» образование, которое подготовило их к жизни в дне сегодняшнем, в то время как наша задача – подготовить ребенка к жизни завтра. Ключевая задача – изменение общественных представлений о качестве образования, определяющих успешность социализации выпускников в быстро изменяющихся внешних условиях.

Надо подчеркнуть, что изменения в образовании, модернизационные процессы, происходящие в нем, всегда были вторичны относительно изменений в социально - экономической сфере. Сейчас время предельных изменений (жизненного цикла инноваций, например, технологических) стало намного меньше времени для изменений образовательных программ. Влияние образования на изменение уровня жизни также существенно снизилось. Наличие высокого уровня образования больше не является безусловной гарантией высокого уровня жизни. Качество общего образования влияет на успешность выпускника меньше, чем неформальное образование. При этом изменились требования к результату - одним нужны компетенции, другим дипломы. Причем потребность в дипломе как своего рода символе качества образования, неуклонно снижается. Важнее приобрести необходимые компетенции для успешной адаптации в условиях высокой неопределенности.

Задача – создать образовательную программу, которая строится на развитии компетенций, индивидуальных способностей, обеспечивающих успешную самореализацию ребенка, а не ориентированную исключительно на формирование предметного багажа. Профессиональное сообщество и общественность должны стать партнерами в решении этой задачи.

Управляющий совет образовательной организации – точка и ситуация изменений общественных представлений о качестве образования, участвуя:

  • В распределении стимулирующей части ФОТ;
  • В формировании ООП;
  • В оценке качества образования (например, общественная аккредитация, ЕГЭ).

Члены управляющего совета формируют и позиционируют от себя (не от педагогов и администрации школы) иные представления о качестве образования.

Проблема в том, что статус общественных управляющих пока невысок. Имеет место формальный подход к организации деятельности органов государственно-общественного управления, когда образовательная организация «навязывает» свое представление о качестве. В то время, как формирование эффективного органа общественного управления должно стать своего рода проектной задачей для руководителя образовательной организации. В ближайшие пять – семь лет с ростом количества автономных образовательных учреждений, количество действительно влиятельных управляющих советов будет постепенно возрастать. Значимым в этой связи является вопрос готовности общественных управляющих к оформлению требований к результативности образовательной деятельности. Важно делегировать эти полномочия тем, кто способен прогнозировать развитие ситуации.

Способы действия общественных управляющих в управленииобразованием:

  • законодательные инициативы, экспертиза разрабатываемых и принятых решений в образовательном учреждении;
  • запрос, экспертиза разрабатываемых и принятых решений, контроль за деятельностью исполнительных органов администрации;
  • инициативные акции по привлечению внимания и вовлечения гражданских организаций в обсуждение и экспертирование решений, связанных с состоянием и развитием образования, интересами детей (детства); поддержке инновационных образовательных институтов со стороны СМИ.

Механизмами оформления требований могут стать участие в согласовании ООП, формировании программы развития образовательной организации и так далее. Расширение влияния возможно через появление механизмов соучреждения, когда орган общественного управления становится соучредителем образовательной организации. Однако в настоящее время, такой подход является одной из задач на перспективу.

Наталья Цырендашиева, Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100