Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Романа Селюкова 

Лекция «Состав и порядок создания Управляющего совета», Р.В. Селюков




14 октября 2013 года в Иркутске в рамках очной части курсов повышения квалификации по программе «Государственно-общественное управление образованием» с докладом «Состав и порядок создания Управляющего совета» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков представил основные принципы организации деятельности Управляющего совета образовательной организации. Начиная с 2007 года показатель о количестве Управляющих советов появился в электронном мониторинге. В Иркутской области высока доля образовательных организаций, в которых созданы органы государственно-общественного управления: стопроцентное значение показателя фиксируется, к примеру, в крупных городах – Братске, Тулуне, Черемхово, однако в городе Иркутск значение этого показателя несколько ниже, но экспертно можно поставить объективность значения данного показателя под вопрос, так как во многих образовательных организациях Управляющие советы работают формально.

Требования к эффективному функционированию общественного управления:

  1. Минимальный уровень, на котором общественные управляющие в образовании могут функционировать эффективно, является образовательная организация.
  2. Наличие потребности у педагогических работников привлекать местное сообщество к решению проблем образования на уровне образовательной организации и, соответственно, поделиться полномочиями.
  3. Создание нормативной базы для участия общественности в решении проблем и задач по повышению качества образования в школе.
  4. Орган общественного управления должен быть институционально и нормативно оформлен в приемлемой организационно-правовой форме.
  5. Способы взаимодействия с педагогическим сообществом, а также с широкой общественностью должны быть согласованы и нормативно оформлены.
  6. Деятельность и решения, принятые в результате взаимодействия общественных управляющих с педагогическим сообществом, должны быть открытыми для местного сообщества, отражаться в средствах массовой информации.

Эксперт подчеркнул, что одним из важнейших условий успешного обучения общественных управляющих является активная позиция каждого слушателя, его аналитическая работа, инициатива, формирование собственной позиции внутри учебного процесса, что позволяет выделять более продуктивные виды работы, расширяя или сокращая объем индивидуальных занятий по основным направлениям обучения. В процессе обучения слушатели самостоятельно выбирают и разрабатывают один или несколько значимых для слушателя и местного образовательного пространства проектов по общественному управлению, проходят стажировку на базе зарубежных или российских центров, имеющих успешный опыт общественного управления образованием. В ходе обучения собирается рабочий «портфель общественного управляющего/консультанта общественного управляющего» – вариативный набор инновационных технологий, образовательного инструментария, инструкций и т.п. (в зависимости от интересов и потребностей слушателя), необходимый для реализации собственного проекта, расширения опыта в области общественного управления и принятия новых управленческих решений. Органом государственно-общественного управления в образовательной организации может быть:

  • Наблюдательный совет
  • Управляющий совет
  • Совет школы
  • Попечительский совет

Несомненно, главными, непосредственными потребителями образовательной услуги, предоставляемой школой, являются ученики. Но ключевая проблема состоит в том, что сами школьники, приходящие «первый раз в первый класс», не являются ее заказчиками: они понятия не имеют, какое образование им «нужно» и не в состоянии оценить соответствие предлагаемого им образовательного меню своим желаниям и потребностям. В этом смысле они не являются субъектами своей образовательной деятельности: они не могут поставить никаких образовательных целей ни перед собой, ни перед учителями; они не в состоянии отрефлексировать наличие или отсутствие собственного индивидуального прогресса в области развития тех или иных компетентностей и так далее. В это время дети полностью находятся под крылом патерналистски организованного образовательного процесса: учителя (в идеале – с согласия и при участии родителей) берут на себя всю заботу и ответственность за обеспечение образовательных интересов ребенка, исходя, чаще всего, из неких общих представлений об особенностях данного возраста, его познавательных возможностях, типичных интересах и направлениях любознательности.

Возникает закономерный вопрос: а когда и как ученик становится субъектом своей образовательной деятельности? Когда и как совершается метаморфоза его превращения из ученика, ведомого учителем, в человека, испытывающего настоятельную потребность в переходе на индивидуальную образовательную программу, то есть делающего, по большому счету, ответственный (прежде всего, перед самим собой) выбор собственного будущего?

Ответ понятен: такой переход из фазы патерналистского детства в фазу субъектности старшего подростка возможен только в том случае, если в течение всего этого времени человек находился в ситуации, максимально способствовавшей накоплению и критическому осмыслению своего образовательного опыта (как совокупности опыта учения и опыта социализации, социального взросления). Иначе ему просто не удастся разобраться в основаниях для собственного решения, какие сферы деятельности предпочесть, как соотнести их между собою, распределив силы, время и другие ресурсы для оптимальной реализации «задания самому себе». Вот здесь перед ним в полный рост и встает проблема качества образования – только уже не как абстрактно-теоретическая, а как сугубо практическая: какое образование мне нужно для максимально полной самореализации? Исходя из каких оснований, лежащих в моем опыте, я считаю, что мне нужно именно такое образование? Какова степень риска этого выбора, вероятность ошибки и ее цена?

Наталья Цырендашиева, Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100