Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард-2013"> Лекция «Результаты образования - следы школы в биографии выпускников», И.Д. Фрумин
Презентация к лекции И.Фрумина 

Лекция «Результаты образования - следы школы в биографии выпускников», И.Д. Фрумин




28 апреля 2013 г. в Москве на Межрегиональной конференций «Эврика-Авангард» в рамках профессионально-общественных обсуждений «Диссеминация результатов деятельности сети федеральных инновационных площадок (ФИП)» состоялась лекция Исака Фрумина, научного руководителя Института образования НИУ «Высшая школа экономики», «Результаты образования - следы школы в биографии выпускников».
 
Ключевой вопрос, по мнению эксперта, который следует обсуждать в образовательном сообществе – это образовательные результаты. Образовательные результаты могут быть рассмотрены как «то, что остается, после того, как (выпускник) забыл все, чему его учили». 
Существует традиция понимания результатов образования как того, что можно быстро проверить, поэтому появляется идея оценки. Идея оценивать компетентности вместо знаний позволяет рассматривать результаты в перспективном плане. Еще один подход к пониманию результатов: образование – это опыт. А как можно измерить влияние опыта? Многие учителя оценивают свою результативность успешностью лучших учеников, но если говорить про результативность влияния определенного опыта, необходимо знать о судьбе всех категорий выпускников.
 
Исак Фрумин отметил, что в последнее время звучит серьезная критика в адрес педагогической науки. Нужно признать, что долгое время не проводилось строгих педагогических исследований. Чем обусловлена слабость исследовательской базы? Существует несколько объяснений этому:
  • Впечатления и здравый смысл в подавляющем количестве случаев выступают как основа педагогических исследований. Например, на уровне наблюдения и здравого смысла существует представления о том, что в основной школе результаты образования ниже, чем в начальной. Но анализ результативности ступеней образования не проводится, как на уровне конкретной школы, так и на уровне сравнения результатов нескольких образовательных учреждений.
  • 0% педагогических диссертаций использует точные количественные методы, нет анализа отдаленных эффектов.
  • Середина 20 века. В исследованиях разных стран осуществляется анализ факторов образовательных и жизненных достижений (связь прошлого и настоящего), в нашей стране их почти нет..
  • Середина 20 века. Появляются лонгитюдные исследования: в мире – десятки исследований, в нашей стране их почти нет.
  • Конец 20 века – в мире проводятся сравнительные исследования, кросс-культурные исследования; в нашей стране таких исследований почти нет.
Исак Фрумин рассказал о результатах ретроспективного исследования: данные были получены в результате опроса выпускников (20, 15, 10, 5 лет после выпуска) школ Красноярского края. Были выбраны школы трех видов: стагнирующие школы: неблагополучное социальное окружение; гимназия – экспериментальная школа; среднестатистическая школа.
 
Идея исследования заключалась в том, чтобы посмотреть, как повлияло обучение в разных школах на последующую жизнь выпускников. В исследовании планировалось ответить на следующие вопросы: Отличаются ли траектории у выпускников  разных школ? В чем основные отличия? Как они связаны с особенностями школы? В чем вклад школы?
 
Этапы и методы исследования
1 этап
  • Реферативный обзор зарубежных и российских  исследований; 
  • Фокус-группы с выпускниками 1991 и 2001 года выпуска,  а также  учителями школы;
  • Экспертный опрос о структуре траекторий методом Дельфи;
2 этап
  • Анкетный опрос выпускников  с глубиной среза  до 20 лет в 6 школах г. Красноярска; 
  • Анализ  публичных отчетов школ;
  • Опрос педагогов школ, участвующих в исследовании;
3 этап
  • Каузометрия
 
Произведен анализ полученных данных, с целью выявления тенденций, в то же время выборка будет расширяться.
 
Результаты исследования.
  • Тип школы не влияет на обычное течение человеческой жизни (окончание вуза, заключение брака и т.п.). 
  • Среднестатистические школы: выпускники считают, что школа помогла получить прочные знания; подготовила к поступлению в вуз; научила иметь и отстаивать свое мнение.
  • Выпускники экспериментальных образовательных учреждений считают, что школа помогла им: понять, что они хотят; научила быть самостоятельными; научила иметь и отстаивать свое мнение.
  • Причина смены специальности: среднестатистические школы – «понял, что не мое»; экспериментальные школы – «перевелся туда, куда хотел».
Таким образом, результаты исследования показывают, что в экспериментальной школе ученики в большей степени планируют то, что они делают.
 
В завершение лекции Исак Фрумин рассказал о планируемом лонгитюдном исследовании, в котором будет принимать участие уникальная панель девятиклассников, прошедших через исследования PISA и TIMSS одновременно. Таким образом, существуют объективные данные об их образовательных результатах. В это исследование будут включены учащиеся пятых классов. Пока в исследовании принимают участие школы Ярославской области, республики Татарстан, г.Москвы. Лектор пригласил участников конференции к сотрудничеству в рамках нового исследования: «мы формируем группы регионов-партнеров, формируем консорциум партнеров-университетов, а также консорциум школ, которые, во-первых, будут собирать данные  учеников, во-вторых, они ретроспективно будут оценивать траекторию своих учеников».
 
На вопрос Владлена Игнатовича: «Что внутри школы становится фактором проявленных различий?», докладчик ответил, что достоверные факторы, определяющие различия, в исследовании обнаружить не удалось. Но в исследовании, проведенном в 80-е гг. в Британии было показано, что «климат», который существует в экспериментальных школах, оказывает большее влияние, чем сумма отдельных элементов в школах, где такого «климата» нет.
 

Елена Воробьева

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100