Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленум




27 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013», в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)», состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги первого дня конференции.

Сообщение от группы «Управление развитием» содержало анализ результативности основных направлений развития, обозначившихся по итогам деятельности ФИП. Определены те направления, работу над которыми участники группы считают приоритетными в ближайшей перспективе. Так в дошкольном образовании - это развитие негосударственного сектора как организационно-правовой формы, в общем образовании - разработка эффективной модели муниципального центра дистанционного образования, подходы к формированию системы оценки качества, разработка модели саморегулируемой организации по оценке качества, модели интегрированного образования как условия социализации детей с особыми образовательными потребностями, тьюторской модели дистанционного сопровождения детей-инвалидов.

Приоритетным направлением участники группы считают дошкольное образование. Одним из рисков в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования является неготовность педагогов и руководителей, отсутствие опыта инновационной деятельности. С другой стороны на этой ступени отсутствует четкая регламентация образовательной деятельности в части деления урочной и внеурочной деятельности. Возможно использование высокой заинтересованности родительской общественности, ее активного вовлечения в процесс формирования требований к условиям и результатам. По мнению Александра Адамского, ключевым условием изменения ситуации является формирование развивающей образовательной среды, создание условий для возникновения ситуации успешности в трансформируемом образовательном пространстве.

Социализация ребенка, связанная с традиционными догмами, и социализация ребенка, основанная на изменении - две диаметрально противоположные точки зрения. Приверженцы есть и у той и другой. Экспертный вопрос заключается в том, что если дети разные, то что регулируется стандартом? Универсальными должны быть не нормы развития, а его условия. Ребенку нужно предоставить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. При таком подходе будет обеспечено вовлечение всех участников в обсуждение условий для прохождения этой траектории.

Проектная группа «Новые финансово-экономические модели в образовании» описала риски, связанные с введением эффективного контракта, и пути их минимизации. Первый риск - жесткая регуляция труда учителя с регионального или муниципального уровня. Необходимо соблюдать требования к самостоятельности организации, а требования к показателям должны носить рамочный характер. Второй риск связан с отсутствием корреляции между показателями для Г(М)З и показателями для учителей. Возможное решение заключается в избыточности показателей для Г(М)З и минимальными требованиями к качеству услуги. Следующий риск заключается в том, что даже согласованные показатели могут не влиять на формирование стимулирующей части. Этот вопрос может быть решен через установление договорных отношений. Использование механизмов независимой экспертизы поможет минимизировать риск дутых показателей. В задании учителю должны быть сформулированы только те показатели, которые находятся в рамках Г(М)З. Достижение этих показателей оплачивается строго по «прайс-листу». Может возникнуть ситуация нежелания учителя выполнять работу, оплату за которую он уже получил. Регулятивным механизмом в данном случае выступает процедура мониторинга. При этом виды деятельности, обеспечивающие достижение показателей Г(М)З могут быть оплачены из базовой части, достижение качественных и количественных показателей, связанных с приоритетами развития школы, осуществляется за счет стимулирующей части. За работу сверх обязательств учитель либо получает какие либо бонусы, либо увеличение стимулирующей части по дополнительным показателям.

Александр Адамский предложил рассмотреть вопрос необходимости усложнения сугубо правовой конструкции контракта педагогическим наполнением. В сущности  эффективный контракт - это прежде всего то, что обязан сделать работник, и сколько он за это получит. И в этом смысле, это скорее инструмент для руководителя. По мнению участников обсуждения смысл эффективного контракта учителя не в том, чтобы увеличить его заработную плату, а в повышении его ответственности за результаты труда, повышении качества образовательной услуги. В ходе дискуссии Роман Селюков высказал мнение, что эффективный контракт является механизмом нормирования деятельности, который школа задает сама. В этом смысле эффективный контракт становится механизмом расширения самостоятельности школы. Школа сама разрабатывает показатели стимулирования, сама формулирует показатели оценки качества. С другой стороны, объективируется самооценка динамики развития учителя. Эффективный контракт, таким образом, становится инструментом повышения социального статуса учителя на условиях конкуренции. Предметом регулирования посредством эффективного контракта становится конкурентная среда. Через эффективный контракт школе делегируются полномочия по оценке качества.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100