Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард-2013"> Выступление «Перспективы институциональной модернизации», И.М.Реморенко

Выступление «Перспективы институциональной модернизации», И.М.Реморенко




28 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013», в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)», состоялось выступление Игоря Реморенко, заместителя министра образования и науки Российской Федерации «Перспективы институциональной модернизации».

Докладчик выступил с тезисом о том, что развитие институционального регулирования в российском образовании носит цикличный характер. Этот процесс может быть сравним с моделью периодизации детского развития Д.Б. Эльконина, согласно которой мотивационно-смысловой этап сменяется операционально-техническим. Согласно схеме Д.Б Эльконина, смена одного этапа другим знаменуется кризисом, связанным со сменой ведущего типа деятельности (например, нормы дошкольной игры вытесняются нормами деятельностей следующего возраста). В системе образования, по мнению докладчика, смену этапов деятельности можно проследить по проектам и программам, в которые вкладываются финансовые средства.

Далее в докладе обсуждалась проблематика конструирования новых норм. Игорь Реморенко предложил аудитории следующие тезисы:

  • Ни одно изменение невозможно претворить в жизнь без отказа от действующих норм.
  • Новые нормы содержат внутри себя «в снятом виде» достижения предшествующих норм. Однако возрождать «норму прошлого» (к которой, например, докладчик относит предложение вернуть «нормы ГТО» и т.п.) прямым образом – губительно для институционального регулирования.
  • При конструировании норм необходимо задавать такой регулятор, который содержит определенную «зону свободы» - возможности договориться сторонам, взаимодействие которых регламентирует конкретная норма. В качестве примера докладчик привел «рекомендации по питанию» ребенка в образовательных учреждениях Англии: для каждого ребенка высчитывается оптимальный объем и состав пищи, и на этой основе составляются варианты меню, устраивающие и родителей и организацию.
  • Кризис экспертного знания – тенденция, которая исключает возможность дальнейшего развития образования путем закрепления единичного инновационного достижения в качестве нормы. «”Прецедент развивает систему” – этот принцип больше не работает, - подчеркнул докладчик. - Институциональное регулирование, хоть и зависит от инновационных норм, но не соотносится с ними прямым образом».

Развивая последний тезис, Игорь Реморенко, отметил распространение специальных технологий, которые ориентируются не на частные мнения экспертов, а выявляют реальные запросы больших групп людей. Краудсорсинг (crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») основывается на принципе, согласно которому оптимальное решение общественно значимых задач достигается в результате большого количества ответов «неравнодушных граждан», участвующих в их решении. Другая технология связана с работой «экспертов слабых сигналов», которые анализируют многие слабые сигналы в информационном поле, и на их основе выявляют тенденции.

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100