Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Натальи Шадриной 

Лекция «Муниципальное задание как способ влияния на качество услуг», заместитель директора по вопросам регионального развития АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Н.М.Шадрина




23 апреля 2013 года в Ростове-на-Дону в рамках экспертно-аналитического семинара «Развитие сети общеобразовательных учреждений Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» с докладом «Муниципальное задание как способ влияния на качество услуг» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора по вопросам регионального развития Института проблем образовательной политики «Эврика».

В начале своего выступления Наталья Шадрина отметила, что говоря о финансово-экономических механизмах, нельзя не сказать о реформе по бюджетированию, ориентированному на результат. Федеральный закон №83-ФЗ разделил учреждения на бюджетные, автономные и казённые. Бюджетным и автономным учреждениям сложнее в плане отчетности, а казённое учреждение не может распоряжаться собственными ресурсами, поэтому ему сложно развиваться и заниматься инновационной деятельностью. 

По мнению эксперта, один из главных постулатов эффективной деятельности образовательного учреждения – учреждение должно быть бюджетным или автономным (самостоятельным). У таких учреждений больше возможностей, они могут определять:

  • размеры компенсационных и стимулирующих выплат;
  • размеры окладов без ограничения их максимальными размерами;
  • положение об оплате труда;
  • положение о стимулирующих выплатах;
  • нормирование всех видов деятельности.

Далее Наталья Шадрина перешла к структуре норматива на реализацию основной образовательной программы. Подушевой норматив – это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации на территории конкретного субъекта Российской Федерации образовательных программ в соответствии с ФГОС в расчете на одного учащегося. По её мнению, в его структуру обязательно должны входить средства на содержание имущества, в том числе и на заработную плату обслуживающего персонала, которая в настоящее время финансируется из фонда оплаты труда учителей.

Наталья Шадрина отметила, что государственное (муниципальное) задание – новый для бюджетного процесса инструмент, устанавливающий требования к составу, качеству и/или объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг. У автономных и бюджетных учреждений есть несколько точек соприкосновения с учредителем – эффективный контракт, распределение стимулирующей части оплаты труда и само муниципальное задание. А у казённых учреждений в основе финансирования лежит смета. Муниципальное задание – это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа исполнительной власти и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений.

Существует проблема определения показателей качества. Муниципальное задание выдается на три года, поэтому сложно отследить результаты обучения по ступеням образования. Наталья Шадрина представила порядок формирования муниципального задания, отметив, что субсидии и финансовые ресурсы, полученные по целевым программам, не учитываются в муниципальном задании. Деньги на услугу, включенную в муниципальное задание, могут переходить на следующий финансовый год, а деньги по целевым программам должны расходоваться до конца финансового года.

Очень важным моментом является формирование перечня услуг, предоставляемых образовательным учреждением в рамках муниципального задания. Неправомерно за счет финансового обеспечения одной услуги финансировать расходы по другой услуге. Наталья Шадрина заметила, что если какая-то услуга не предусмотрена в ведомственном перечне государственных (муниципальных) услуг и не отражена в государственном (муниципальном) задании, она не может быть оказана населению бесплатно, за счет бюджетных средств. Когда будет принят единый (сквозной) реестр услуг, появится возможность «брать» их из другого ведомства.

Важно разделять вид услуг и вид работ (например, организация питания, подвоз обучающихся). Стоимость работ можно определить и увидеть, равнозначна ли она для всех учреждений. Также должны быть определены и показатели качества выполняемых работ. Наталья Шадрина отметила, что полномочия по осуществлению контроля качества - у регионального органа управления образованием, а муниципальное задание формируется на уровне муниципалитета. Возникающее несоответствие порождает риски. Стандарт качества образовательной услуги, в котором прописана технология реализации образовательной услуги, может стать инструментом минимизации рисков. В ходе своего выступления Наталья Шадрина привела примеры показателей качества выполнения государственного (муниципального) задания из опыта регионов Российской Федерации. Она отметила, что контроль за выполнением муниципального задания является достаточно сложной процедурой.

В заключении, Наталья Шадрина обозначила проблему: руководители образовательных учреждений часто «подписываются под показателями качества, не вдаваясь в подробности». Всем образовательным учреждениям важно понимать зону своей самостоятельности и ответственности. Если образовательное учреждение не выполнит муниципальное задание, оно может не получить финансирование на следующий год.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100