Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар «Развитие сети общеобразовательных учреждений Ворошиловского района г.Ростов–на–Дону»> Лекция «Модернизация финансово-экономических механизмов введения ФГОС», Р.В.Селюков
Презентация к докладу Романа Селюкова 

Лекция «Модернизация  финансово-экономических механизмов введения ФГОС», первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Р.В.Селюков




23 апреля 2013 года в Ростове-на-Дону в рамках экспертно-аналитического семинара «Развитие сети общеобразовательных учреждений Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» с докладом «Модернизация финансово-экономических механизмов введения ФГОС» выступил первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков.

Свое выступление Роман Селюков начал с исторического анализа проблем образовательной среды царской России, выявляя схожесть и различия с проблемами образования современности. Опираясь на законодательную базу, эксперт пояснил разницу между казенными, бюджетными и автономными типами образовательных учреждений, определяя ответственность сторон в финансовой сфере образовательного учреждения. Качество образования - ключевое понятие для всех механизмов модернизации образования. Понятие «качество образования», включающее в себя понятие результата образования, есть основа для всех механизмов модернизации. Качество образования соединяет механизмы системы оплаты труда и нормативного подушевого финансирования в единый комплекс мер модернизации образования. Если нет такого соединения, то все механизмы не работают на заложенную в их основу идею, не обеспечивают результат. «Корреляция между результатом и объемом ассигнований должна быть», - заключил эксперт.

Говоря о проблемах реализации современного содержания образования на разных ступенях школы эксперт подчеркнул, что если раньше содержание образования равнялось содержанию обучения по учебным предметам, то сегодня ситуация в корне изменилась. В начальном образовании ключевым моментом является то, что содержание образования равняется сформированной учебной деятельности ребенка, «знаниевый» подход никто не отменял ,однако ЗУНы являются тем материалом, на котором эта учебная деятельность базируется.

Важным моментом становится увеличение расходов в связи с реализацией ФГОС НОО и ФГОС ООО. Причем в основной школе расходы на финансирование введения ФГОС ООО возрастают, по сравнению с начальной школой, за счет расширения образовательного пространства школьников во внеурочной деятельности.

На примере набирающего обороты использования в образовательной среде информационных технологий Роман Селюков пояснил связь планирования бюджета образовательного учреждения и качества образования в целом. В качестве демонстрации институционального финансового механизма, экспертом была предложна схема управления ресурсами ступенчато, от региона до образовательной организации, что дает возможность школе выступать частично в роли самостоятельной образовательной организации и распоряжаться ресурсами так, чтобы регулировать заработную плату, в частности, стимулировать творческие проекты учителей в зависимости от новых условий в образовании.

Роман Селюков, говоря о финансово-экономических аспектах управления развитием качества образования, определил два важных проблемных поля:

  1. Неопределённость в системе оценки качества образования  препятствует адекватному финансированию системы образования;
  2. Неопределённость в системе оценки качества образования обесценивает труд работников образования.

Риски могут стать возможностью для эффективного продолжения процесса модернизации образования. К тому же, не завершено формирование общероссийской системы качества образования, поэтому профессиональное  сообщество во многом остаётся объектом, а не субъектом модернизации образования, а отсутствие представлений об оценке качества всех предоставляемых учителем услуг обесценивает его труд.

Понимание качества образования неразрывно связано с социализацией. Социализация – ключевая задача системы образования, и качество образования определяется именно тем, насколько ребенок успешно себя реализовал, на пользу людям и себе.

Социальная успешность на основе присвоения культурных образцов и ценностей, умения действовать и ориентироваться в культуре и во времени. Через социализацию учащийся, получив новое знание, умение, навыки, освоив некоторые способы деятельности, уже самостоятельно, в том числе силами образовательных результатов достигает неких вершин развития личности. 

В ходе обсуждения изменений в нормативно-подушевом финансировании, в основе величины которого лежит средняя заработная плата в экономике региона, а далее применяются различные коэффициенты. К примеру, одним из коэффициентов является соотношение МРОТ и средней заработной платы в экономике региона. Принятые нормативы должны основываться на качественных характеристиках деятельности, к деятельности педагогических работников должны предъявляться четкие и конкретные требования, основанные на требованиях ФГОС: индивидуальная работа, внеурочная деятельность, составление индивидуальных планов, тьюторское сопровождение, проектно-исследовательская деятельность и так далее. Необходимо менять требования к функционалу учителя. В нормативной базе необходимо заложить приоритеты, которые регион (муниципалитет, школа) готовы финансировать, чтобы поддержать развитие учреждения в сторону выполнения требований ФГОС. Эксперт подчеркнул, что деятельность педагогов в рамках требований ФГОС должна поддерживаться оплатой - адекватной выполняемой деятельности. Для этого необходимо создать эффективные, действенные финансово-экономические механизмы.

Проблема формирования финансово-экономических механизмов под реализацию ФГОС ступеней общего образования связана прежде всего с теми показателями качества общего образования, которые соответствуют ФГОС. Финансово-экономические инструменты должны выстраиваться на современных представлениях и требованиях к качеству образованию.

Сегодня мы финансируем школы по подушевому нормативу. А что лежит в основании расчета величины этого норматива?

Прежде всего – учебный план. Это говорит о том, что единицей работы учителя является урок. Другие виды деятельности учителя и иные формы организации учебы детей в рамках учебного плана нормативно не обустроены в финансово-экономических механизмах.

Во-вторых – часы внеурочной деятельности для детей, обучающихся по ФГОС. Добавлены дентги на ведение этих часов. Фактически такой подход ориентирует педагогов и директоров школ на то, что простое введение внеурочной деятельности при реализации БУП и дает нам реализацию стандарта. А ведь это совсем не так.

В-третьих, содержательной специфики нормативов для ступеней не обозначено. Единственным обоснованием увеличения величины норматива от ступени к ступени является увеличение часов в учебном плане. А как же быть с тем, что принципиально меняются подходы к работе с детьми на каждой ступени. Коллективно-распределенная деятельность в начальной школе принципиально по другому обеспечивается по сравнению с пробами и деятельностью по собственному замыслу в основной и старшей школе. По-другому подбирается и финансируется основной персонал. В основной школе в нормативе финансирования должен быть применен коэффициент, который позволяет формировать малые группы, привлекать узких специалистов для реализации отдельных блоков ООП ступени основного общего образования. Значит, соотношение количества учителей и учеников в основной школе должно быть гораздо меньше, чем в начальной школе. И этот инструмент настройки норматива финансирования должен быть настроен исключительно на содержательной основе, через экспертную оценку.

В качестве технического задания для обсуждения проблематики развития финансово-экономических инструментов реализации ФГОС докладчик обозначил следующий перечень:

  • Школы ступеней вместо школ всех ступеней;
  • Муниципальный норматив на услугу;
  • Нормативы со спецификой ступени;
  • Деньги АУ и БУ единой субсидией (проблема умирания КУ);
  • Показатели качества под услугу (на основе стандартов услуги);
  • Уточнение задания, развитие сети;
  • Система заявок на финансирование (оснащение);
  • Совокупность услуг вместо комплексной услуги;
  • Развитие представлений об инфраструктуре в соответствии с требованиями ФГОС ступеней ОО;
  • Понимание основных фондов и срока их износа;
  • Понимание демографических процессов и связь с количеством вводимых (и выводимых) объектов в ДО;
  • Преференции частному сектору, выходящему на рынок услуг ДО (разделение рисков с частным сектором).

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100