Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Актуальные проблемы модернизации образования», научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» А.И.Адамский 




23 апреля 2013 года в Ростове-на-Дону в рамках экспертно-аналитического семинара «Развитие сети общеобразовательных учреждений Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» с докладом «Актуальные проблемы модернизации образования» выступил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Свое выступление Александр Адамский начал с обзорного анализа институционального состояния субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, основанного на данных электронного мониторинга, проводимого Институтом проблем образовательной политики на платформе kpmo.ru.

Размышления об общекультурном контексте модернизации образования эксперт начал с обсуждения проблемы открытого доступа, носящей общеполитический характер. Развитие страны полноценно тогда, когда у гражданина есть доступ к различным возможностям самореализации, а развитие способности каждого ребенка к его самореализации – задача образования. Таким образом, система образования должна быть максимально открытой, взаимосвязанной с «внешним миром». Эффективность системы образования должна оцениваться не по внутренним показателям, а по внешним индикатором. Другими словами, реальным показателем эффективности системы образования является обратная связь от внешних пользователей результатов образования.

Александр Адамский прокомментировал основные идеи концепции Технологических укладов (Н.Кондратьева) и рассказал об их взаимосвязи с педагогикой. Согласно этой концепции, известно пять технологических укладов (волн), связанных с какими-либо технологическими изобретениями, существенным образом изменившими мир. Время, за которое происходит трансформация, сокращается, сегодня, изменение в мире происходят во много раз быстрее. Новые изобретения внедряются массово и буквально за несколько лет меняют облик современной жизни. 

Технологический уклад, характерный для настоящего времени связан с развитием микроэлектроники, генной инженерии, нанотехнологий. Ресурсное обеспечение системы образования будет постепенно уменьшаться, если компетенции выпускников школ не будут соответствовать требованиям «внешней реальности» Именно этот уклад влечет за собой индивидуализацию процессов образования.

Для высоких технологий важная проблема – не освоение работником одной технологии, а частая смена технологий, при которой много работников не может быстро реагировать на изменения, а эта компетенция формируется в детском саду, в другом возрасте эта компетентность не компенсируется. Соответственно, правильное дошкольное воспитание становится ключевым условием успешного социально-экономического развития страны.

«Источники вызовов образования лежат вне образования», - подчеркнул Александр Адамский.

Модернизация всегда сопровождается сопротивлением. Причем на сторону противников изменений зачастую встают представители интеллигенции, которые поддерживают не «двигателей модернизации», а тех, кто является ее жертвами. Пока неизвестны технологии массового вовлечения родителей в поддержку модернизации образования. Ни один родитель сейчас не скажет, что формирование компетенций у ребенка лучше, чем оценки в дневнике. Задачи самореализации нет, есть задача – быть не хуже других.

Пути институциональной образовательной политики:

  1. Культивирование прецедентов – «точек роста», с помощью воспроизведения лучших образцов деятельности, их пропаганды, подвижничества и возвеличивания «звезд».
  2. Единая норма для всех, установленная на верхнем уровне системы и «спущенная» на нижние уровни для реализации. Главным риском этого пути является высокий уровень сопротивления со стороны реализаторов новой нормы.

Шаг проектирования связан с прогнозным видением развития, а результат проекта – не столько деятельность, сколько норма. Расчет на то, что система образования автоматически изменится при появлении нормы – не верен, должно произойти включение в деятельность для проявления изменений.

Эксперт подчеркнул, что только рефлексия собственной деятельности помогает «вытащить» норму. Если в системе образуется критическая масса людей, способная сделать это, то сумма рефлексий и кристаллизирующихся норм может привести к такому обобщению, которое сможет распространиться на всю систему, изменив ее.

Поэтому чтобы провести качественные изменения города, необходимо выбрать район с этой критической массой способных к рефлексии учителей, обобщить до нормы и распространить сначала на весь район, затем на город.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100