Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В ЗАЩИТУ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мы хотим высказать несколько соображений, которые стоит учесть тем, кто будет решать судьбу литературного образования.

Живой читательский интерес, а не штудирование однотипного учебного материала, любовь к чтению, а не формальное запоминание сюжета и предметного мира произведений отечественной классики в действительности создают единое образовательное пространство нашей страны. Давайте его сохранять.

Ниже вы сможете прочитать полный текст и подписать Открытое письмо в защиту литературного образования.

Министру образования и науки РФ

Д.В. Ливанову

Уважаемый Дмитрий Викторович!

Рабочей группой, организованной общественным объединением «Ассоциация учителей русского языка и литературы» (АССУЛ), на средства гранта Общества «Знание» России подготовлен документ под названием «Концепция школьного филологического образования. Русский язык и литература. Проект» (далее – Концепция), который поступил в Министерство образования и науки Российской Федерации. Мы хотим высказать несколько соображений, которые стоит учесть тем, кто будет решать судьбу этого документа и литературного образования в целом.

1) Прежде всего, неясным остается статус данного текста. Разработчики Концепции позиционируют ее как важный этап «реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и как важнейшее содержательное и концептуальное дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту, требующему корректировки и конкретизации».

Однако, с нашей точки зрения, данный документ является противоречащим самой идее рамочного по своей сути Федерального государственного образовательного стандарта, внедрение которого сопровождается разработкой подробных примерных образовательных программ. Концепция, подменяя собой примерные образовательные программы, устанавливает избыточное регулирование, не подкреплённое необходимыми ресурсами. Концепция разрушает базовые принципы, на которых построен образовательный стандарт нового поколения – прежде всего отказываясь от лежащего в основе ФГОС компетентностной модели образования, деятельностного подхода.

Фактически авторы Концепции предлагают возвращение к знаниевой модели для двух важнейших учебных дисциплин – русского языка и литературы, что мотивируется ими «спецификой определенной образовательной области» и «научно-методических традиций». Иначе говоря, данная Концепция предлагает путь маргинализации данных учебных предметов, сохранения прежнего подхода в их изучении, во многом ставшего причиной глубокого их кризиса.

2) Очевиден реакционно-охранительный характер Концепции, постоянное противопоставление национальных традиций и мировых тенденций в образовании. Авторы Концепции предлагают филологическому образованию в России отказаться от пути, по которому идут все страны с развитой системой образования, и искать свой, «особый» путь. При этом никакого анализа международного опыта в деле изучения литературы не представлено, что также свидетельствует о неясности, неосознанности выбранного «особого» пути. В то время как все страны стремятся уйти от диктата дидактических единиц, жёсткого перечня изучаемых литературных произведений, в Концепции предлагается возродить и усилить данный устаревший подход, фактически формирующий у молодого поколения неприязнь к чтению.

3) Первой среди задач литературного образования составители считают необходимость «воспитать уважение к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры». Прекрасные слова – но при этом Концепция практически не уделяет внимания формированию у подростков естественной потребности в чтении, не говорит о том, как учить их ориентироваться в безбрежном море литературы и самостоятельно выстраивать свою читательскую траекторию, как сохранять привычку читать по окончании школы. Более того, в ней не заложено того, что способствовало бы формированию этих умений у школьника. А без любви к чтению – как можно выполнить задачу воспитания уважения к литературе и культуре?

4) Принцип унификации доминирует в Концепции над многообразием и вариативностью. Жестко оговаривается, что «основной способ предъявления произведения в школе – чтение его полного текста», что препятствует возможностям словесника учитывать степень готовности обучающихся к восприятию больших текстов, толкает его на механическое увеличение объема прочитанного в ущерб качеству чтения. Утверждения же о необходимости вариативности, которые есть в Концепции, противоречат жестко заданному в виде списка «единому ядру» обязательных для освоения произведений, объем и количество которых не только заведомо превышает возможности их полноценного освоения современными школьниками, но и блокирует возможность учителя добавлять в рабочую программу иные произведения и имена.

5) Понимая, что предложенный список невозможно текстуально изучить в школе (только одно произведение – «Тихий Дон» – имеет объем в 1200 страниц; этот роман предлагался в стандарте 2004 года во фрагментах), составители популистски предлагают увеличить количество часов на литературу в школе – до 4 часов в неделю на каждый из предметов в общей школе (до 5 часов – в профильных классах), никак не объясняя, за счет каких ресурсов эти часы могут быть добавлены (за счет сокращения времени на изучение других учебных предметов или увеличения общей нагрузки и расширения предельно допустимой согласно действующим Санитарным правилам и нормам). Содержательный объем Концепции рассчитан исходя из этих, совершенно нереальных для современной школы, часов. Всего предлагается изучить более 370 литературных произведений, не считая литературоведческих терминов и понятий. Это в среднем более 50 произведений в год.

6) «Актуальность» художественного произведения составители Концепции понимают прежде всего «как проявление тесной связи с историческими процессами, общественной жизнью, духовными исканиями современников», но не как открытость произведения современным проблемам и вопросам, открытость актуальным интерпретациям: от учащегося ожидается способность к пониманию его далеких предшественников, живших 100, 150, 200 и более лет назад – но не ставится задача понимания самого себя, своих современников и своего времени, в том числе и через посредничество выдающихся произведений прошлого. Это создает опасный перекос в восприятии школьниками этих произведений, якобы больше говорящих о своем времени и своей культуре, нежели открытых в наше время и в будущее. Кроме того, общее недоверие к современной литературе, прослеживающееся в Концепции, отсекает от подростков целые пласты первоклассной литературы, которая могла бы пробудить интерес современного ребенка к чтению, увлечь его.

7) Концепция вообще отказывает и обучающемуся, и учителю, и автору программ в праве самостоятельно выбирать произведения для чтения, мотивируя это, кроме как высокими словами о сохранении единого образовательного пространства, невозможностью составить контрольно-измерительные материалы для аттестации. Рассуждая так, авторы Концепции показывают, что не желали бы изменения существующих форм аттестации и КИМов, не видят возможности создания новых КИМов под новые ФГОСы и готовы скорее «похоронить» новые стандарты, чем отказаться от привычного и наработанного. Все это создает крайне неприятное ощущение, что за созданием этой концепции стоят интересы разработчиков ЕГЭ и определенных линий учебников, что именно они ратуют за то, чтобы пожертвовать инновационными векторами нашего образования ради собственного удобства.

8) Данная Концепция позиционируется её составителями в качестве «выражающей согласованную позицию профессионального сообщества», однако сама процедура предварительного ее обсуждения была далека от сложившихся сегодня норм и правил общественного экспертирования такого рода документов: обсуждения организовывались в закрытых группах или на выездных мероприятиях, на которые приглашались лишь лояльные к АССУЛ эксперты; после обнародования первого варианта проекта Концепции замечания к ней принимались по электронной почте, а тексты экспертиз вывешивались избирательно и без возможности задать вопросы составителям или авторам экспертных заключений. К сожалению, документ носит анонимный характер или, по крайней мере, не включает в себя перечня его разработчиков; отсутствует их официальный список и на сайте Ассоциации учителей русского языка и литературы.

Все это заставляет нас признать данный документ не только некорректным по форме, но и отрицательно влияющим на качество образования. Положения Концепции противоречат ключевым изменениям в сфере образовательной политики последних десяти лет, когда самостоятельность образовательных организаций, деятельностный подход в обучении, лучшие достижения отечественной культурно-исторической психологии стали обретать реальные черты в практике работы многих школ. Внедрение документа ставит под вопрос деятельность множества талантливых учителей-словесников, использующих в своей профессиональной деятельности инновационные подходы и технологии преподавания с опорой на современные филологические и методические концепции и инструментарий, в том числе органично сочетая национальные и мировые традиции и опыт преподавания родного языка и литературы.

Таким образом, предлагаем пересмотреть ключевые положения концепции, обеспечив разумный выбор и вариативность. Единство в многообразии всегда укрепляло традиции отечественной педагогики, взращённой именами К.Д. Ушинского, А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.С. Выготского и др. Живой читательский интерес, а не штудирование однотипного учебного материала, любовь к чтению, а не формальное запоминание сюжета и предметного мира произведений отечественной классики в действительности создают единое образовательное пространство нашей страны. Давайте его сохранять.

  1. А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики “Эврика”
  2. М.Г. Павловец, доцент факультета филологии НИУ ВШЭ
  3. С.В. Волков, учитель литературы ГБОУ ЦО №57, главный редактор журнала “Литература”, член Общественного совета МОН
  4. Е.С. Абелюк, Заслуженный учитель РФ, учитель литературы Лицея № 1525, доцент НИИ ВШЭ
  5. С.Л. Каганович, д.филол.н., профессор Новгородского института развития образования, почетный работник высшего образования
  6. Е.Н. Пенская , д.ф.н., проф., декан ф-та филологии НИУ ВШЭ,заместитель главного редактора журнала "Вопросы образования" НИУ ВШЭ
  7. Т.М. Ковалева, Президент международной тьюторской ассоциации, профессор МПГУ
  8. И.М. Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета
  9. Беляева Н. В., доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ, главный научный сотрудник лаборатории средств обучения русскому языку и литературе ФГНБУ ИСМО РАО
  10. Е.А. Асонова, завлабораторией МГПУ
  11. Е.С. Романичева, заслуженный учитель РФ, профессор кафедры литературы МГПУ
  12. Т.Г.Кучина, проф., д.ф.н., зав. каф. иностранных литератур и языков ЯГПУ им. К.Д.Ушинского
  13. С.И. Райский, учитель русского языка и литературы, школа №1308, г. Москва
  14. М.М. Гельфонд, кандидат филологических наук, доцент НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, учитель литературы гимназии № 53 Нижнего Новгорода
  15. С.Е.Хомичева, О.А. Казакова, Н.Р.Ванюшева – учителя литературы высшей категории МБОУ экономико-математический лицей 29 г. Ижевска, Удмуртская Республика
  16. И.В.Лукьянова, учитель литературы, школа «Интеллектуал»
  17. О.А. Горелова, к. филол. наук, учитель русского языка и литературы, школа "Интеллектуал"
  18. Т.Я. Еремина, Засл. уч. РФ, гимназия № 406, г. Санкт-Петербург
  19. Н.М. Пащук, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №31 г. Челябинска, Почетный работник общего образования
  20. Марина Степнова, писатель, лауреат премии "Большая книга-2013"
  21. И.В. Добрынина, зав.кафедрой филологии МАОУ ОЦ гимназия № 6 "Горностай"(г.Новосибирск), ст. преподаватель ИФМИП НГПУ
  22. В.А. Белкина, доцент кафедры русской словесности гуманитарного факультета и Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета
  23. Н.П. Терентьева, доцент каф. литературы и МОЛ Челябинского государственного педагогического университета
  24. Е.В. Бузина, заместитель начальника Центра инновационных компетенций Межвузовского инновационного бизнес-инкубатора для научных работников и аспирантов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, к.п.н., Почётный работник общего образования РФ
  25. Щербакова Галина Григорьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ "Гимназия №4", г.Подольск, Московская область
  26. Хелик Светлана Борисовна, МБОУ "Лицей №2", г. Южно-Сахалинск, учитель русского языка и литературы
  27. Сонькин Валерий Александрович, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6", г. Елабуга, Республика Татарстан, учитель русского языка и литературы
  28. Рыжкова Татьяна Вячеславовна, доцент каф. языкового и литературного образования ребенка РГПУ им. А.И. Герцена
  29. Борисенко Наталья Анатольевна, канд.филол.наук, вед.науч.сотр. ФГНУ "Психологический институт" РАО
  30. Курнант Наталия Борисовна, канд. филолог. наук, учитель русского языка и литературы Санкт-Петербургской классической гимназии № 610
  31. Дмитренко Сергей Фёдорович, канд.филол.наук, доцент кафедры новейшей русской литературы Литературного института имени А.М. Горького; шеф-редактор журнала "Литература" Издательского дома "Первое сентября"; член Союза журналистов Москвы-России
  32. Виниченко Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 2, г. Южно-Сахалинск
  33. Анохина Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ гимназия № 9, г. Екатеринбург
  34. Учамбрина Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 919, г. Москва
  35. Моргунова Анастасия Николаевна, учитель словесности, АНО "Павловская гимназия", Истринский район
  36. Квашнина Елена Сергеевна, директор МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя"
  37. Наталья Александровна Муратова, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Новосибирского государственного педагогического университета
  38. Милашевич Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ гимназия № 9, г. Екатеринбург
  39. Евсигнеева Татьяна Павловна, учитель русского языка и литературы ГОУ Школа № 1384 им. Леманского, г. Москва
  40. Ежова Ирина Вячеславовна, учитель гимназии 524, г. Санкт-Петербург
  41. Максимова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей "Центр одаренных детей", г. Нижний Новгород
  42. Зандман Римма Исаковна, учитель русского языка и литературы, гимназия №1512, г. Москва
  43. Храмцова Римма Анатольевна. учитель словесности гимназии № 1514, г. Москва
  44. Волкова Анна Владимировна, ГБОУ ЦО №57, г. Москва, учитель русского языка и литературы
  45. Гордеева Ирина Николаевна, МОУ "Средняя школа № 41", г. Вологда, учитель русского языка и литературы
  46. Гутрина Лилия Дмитриевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики её преподавания УрГПУ
  47. Лямин Алексей Борисович, Центр развития "Школа знаек", учитель русского языка и литературы, г. Курск
  48. Волкова Оксана Витальевна, завкафедрой филологии школы "Интеллектуал”
  49. Сапегина Людмила Анатольевна, методист по русскому языку и литературе ИМЦ Приморского района Санкт-Петербурга
  50. Ревелис Валерий Григорьевич,МКОУ СОШ №32 г.Нальчик, замдиректора
  51. Олеся Cалунова, выпускающий редактор газеты "Вести образования"
  52. Лиходеева Ирина Валерьевна
  53. Бугаев Николай Иннокентьевич
  54. Ханафи Гулиев, директор школы №2, г. Тырныауз, Кабардино-Балкарская республика
  55. Елена Ширефина
  56. Заславская Ольга Владимировна, д.п.н., проф., Заслуженный учитель школы РФ
  57. Алла Антонова, директор Института проблем образовательной политики "Эврика"
  58. Марина Вячеславовна Чубукова, учитель Школы "Президент"
  59. Сергей Заир-Бек, в.н.с., к.п.н., НИУ-ВШЭ
  60. Леонид Клейн, автор и ведущий литературной программы на радиостанции "Серебряный дождь"
  61. Осокина Полина Александровна
  62. Бушнова Марина Владимировна, зам. директора школы "Эврика - Развитие" Ростов-на-Дону
  63. Мария Гельт
  64. Паршин Сергей Анатальевич, к.э.н
  65. Лурье Исанна Михайловна, научный сотрудник музея Ахматовой, учитель, стаж 40 лет
  66. Шафранская Элеонора Федоровна, преподаватель МГПУ
  67. Романова Анна Викторовна
  68. Наталья Митряева, учитель русского языка и литературы, школа №1392, г. Москва
  69. Владлен Игнатович, к.п.н.,, доцент КубГУ
  70. Михаил Корпов
  71. Антонина Поливанова
  72. Соловьёва Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №38, г.Сургут
  73. Волжина Елена Дмитриевна, Заслуженный учитель России, преподаватель Гимназии №1543, г. Москва
  74. Берсенева Маргарита Сергеевна, МГПУ, ст. н. с., доцент
  75. Неменова Оксана Петровна, Москва, МГППУ
  76. Ольга Михайловна Кузнецова
  77. Галина Трутнева, родитель, заинтересованный в качественном образовании детей, г. Барнаул
  78. Шмис Тигран Гамлетович, руководитель образовательных проектов Всемирного банка в России
  79. Чигодайкина Елена Владимировна
  80. Аникина Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы, стаж 21 год
  81. Шефер Марианна Юльяновна, учитель русского языка и литературы, г.Новосибирск
  82. Лебедев Виталий Викторович, учитель информатики, г. Москва
  83. Александр Григорьевич Авдеев, кандидат исторических наук, доцент ПСТГУ, учитель истории школы-интерната "Интеллектуал"
  84. Синицкая Анна Владимировна, к.ф.н., доцент СИПКРО
  85. Масленникова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы, г. Санкт-Петербург
  86. Татьяна Угроватова
  87. Нигматуллин Исмаил Чингизович, директор МАОУ СОШ № 36 г. Калининграда
  88. Елена Душечкина
  89. Болотина Татьяна Владимировна
  90. Борисенко Наталья
  91. Лилия Евгеньевна Романова, МПГУ, учитель русского языка и литературы
  92. Яночкин Кирилл Владимирович, учитель ГБОУ ЦО Технологии Обучения
  93. Афанасьева Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы
  94. Урядова Елена Викторовна, МБОУ СОШ №1, г. Горбатов, учитель русского языка и литературы
  95. Панова Марина Михайловна
  96. Елена Николаевна Давыдова, учитель МОБУ СОШ № 18, г.Сочи
  97. Сигалов Сергей Вадимович, к.п.н.
  98. Елена Петряева
  99. Черемных Марина Вадимовна, Гуманитарный лицей, г.Ижевск
  100. Золоторева Людмила Александровна, учитель, г. Барнаул
  101. Дарья Горбунова
  102. Соколов Кирилл Сергеевич, доцент Владимирского госуниверситета
  103. Никитюк Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы г. Саянск
  104. Ездов Александр, директор ЦО Технологии обучения, кпн
  105. Волкова Илона Викторовна, родитель
  106. Фендрих Анна Николаевна, учителрь русского языка и литературы МАОУ гимназии №40, г. Екатеринбург
  107. Елена Железняк
  108. Светлана Рыбакова, учитель русского языка и литературы Великий Новгород
  109. Кочергина Ирина Владимировна, к.ф.н., руководитель структурного подразделения ГБОУ ЦО № 1239 г. Москвы
  110. Рочева Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы, МОУ "СОШ №2". г. Печора
  111. Александра Борисенко, доцент филологического факультета МГУ
  112. Бильдякова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, г.Москва
  113. Клементьева Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Новое Усманово, Самарская область
  114. Елена Хилтунен, филолог, эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России
  115. Пряхина Алла Александровна, учитель русского языка и литературы,г. Кстово, Нижегородская обл.
  116. Алла Сараева
  117. Екатерина Уманская
  118. Александрова Ксения Алексеевна, зам. декана филологического ф-та ПСТГУ
  119. Горохов Сергей Владимирович
  120. Ирина Евлампиева,Заслуженный учитель РФ, учитель литературы п. Пола, Новгородская область
  121. Наталья Тиграновна Пахсарьян, профессор МГУ
  122. Иванов И.А.,Заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы,Лицей 1561, Москва
  123. Светлана Гольцер
  124. Светлана Мартьянова
  125. Каракурчи Юрий
  126. Фролова Елена Евгеньевна, к.п.н., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1927 г. Москвы
  127. Мария Калужская
  128. Светлана Шаповал, канд.психол.н., преподаватель Лицея НИУ ВШЭ
  129. Ольга Матвеевичева
  130. Ольга Вайсберг
  131. Мария Львовна Майофис, филолог, доцент РАНХиГС
  132. Потапова Ольга Владимировна
  133. Филиппова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Гимназия 4" Великий Новгород
  134. Новиченков Артем, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ 2009 г. Москвы
  135. Шмелева Елена
  136. Подкопаев Денис Сергеевич, учитель литературы
  137. Татьяна Лозницкая, управление образования, Великие Луки
  138. Лукьянчикова Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы, С-Петербург
  139. Елена Гродская, к.ф.н.
  140. Малюта Татьяна Александровна, учитель литературы, Москва
  141. Журчева Татьяна Валентиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Самарского государственного университета
  142. Николаева Дарья Вильямовна , учитель русского языка и литературы школы "Интеллектуал".
  143. Мусакова Лариса Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 36 г. Калининграда
  144. Долинина Татьяна Константиновна, преподаватель с сорокалетним стажем, мать и бабушка.
  145. Задорская Ольга, учитель русского языка и литературы Выборг, Ленинградская область
  146. Гамбарова Анджелина Мануэльевна, учитель русского языка и литературы
  147. Марина Смусина
  148. Павлова Марина Владимировна,учитель литературы НОУ "Обнинская свободная школа",Калужская обл.,г.Обнинск
  149. Алла Старкова
  150. Дровосекова Людмила Ивановна , учитель русского языка и литературы г. Тверь
  151. Мария Алексеева
  152. Константин Антонов, д.филос.н., ПСТГУ
  153. Мария Нагишкина, филолог, преподаватель испанского языка
  154. Г.В. Пранцова, профессор Пензенского государственного университета
  155. А.Ю. Гавриленко, учитель русского языка и литературы
  156. С.Д. Суворова, учитель русского языка и литературы
  157. Елена Рыжова
  158. Анастасия Георгиевна Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН
  159. Смирнова Зинаида Юльевна, методист Регионального центра оценки качества образования
  160. Росинская Ирина Ивановна
  161. Ирина Колычихина, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР, г. Муром
  162. НЕПОМНЯЩИХ Наталья Алексеевна, филолог, к.ф.н., доцент, зав.каф.СЭ и ГД ВКИ НГУ,
  163. Анна Фатеева
  164. Юлия Рязанова
  165. Саша Зайцева, поэтесса и журналист
  166. Цейтлин Илья Эммануилович, учитель литературы
  167. Тарабукина Арина Валерьевна, г. Санкт-Петербург
  168. Смирнова Зинаида Юльевна, методист Регионального центра оценки качества образования
  169. Чумаченко Анна Андриановна учитель русского языка и литературы Москва
  170. И.И.Мурзак преподаватель МГПУ
  171. Эпштейн Дмитрий Борисович, к.ф.-м.н., ИТПМ СО РАН
  172. Александрович Ольга Васильевна Тульский госуниверситет,научная библиотека директор
  173. Орлова Маргарита Игоревна
  174. Ямбург Е.А., директор Центра образования № 109 (Москва), Сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки России
  175. Генриетта Граник, д.псх.н., профессор, академик РАО
  176. Скляров Олег Николаевич, ПСТГУ, доцент
  177. Моисеева Софья Александровна, к. филол. н., ПСТГУ, ст. преподаватель
  178. Плотникова Татьяна Васильевна.Преподаввтель по фортепиано. АлтГМК
  179. Румянцева Мария Антоновна
  180. Александрович Ольга Васильевна Тульский госуниверситет,научная библиотека директор
  181. Орлова Маргарита Игоревна
  182. Кронгауз Максим Анисимович, РАНХиГС, зав.лаб.
  183. Турко Светлана Рудольфовна АГ СПбГУ, преподаватель
  184. Островская Валентина Вячеславовна, заместитель руководителя службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, к.п.н.
  185. Заборников Владимир Михайлович, МБОУ "Северская гимназия", учитель русского языка и литературы
  186. Ситникова Наталья Васильевна
  187. Ауссем Ирина Анатольевна
  188. Рудик Елена Леонидовна, замдиректора по научно-методической работе, г. Новороссийск
  189. Ладохина Ольга Фоминична преподаватель МГПУ
  190. Молчанова Марина Станиславовна, н.с. ИОХ РАН
  191. Полукарикова Елена Юрьевна, педагогический колледж, преподаватель
  192. Островерх Оксана Семеновна, доцент СФУ
  193. Ашкарина Наталья Арнольдовна, СУНЦ НГУ, старший преподаватель кафедры русской словесности, г. Новосибирск
  194. Колотова Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ№12, г.Новосибирск
  195. Гребёнкина Наталья Валентиновна
  196. Ефремова Людмила Петровна, учитель, Барнаул
  197. Пикус Дарья Андреевна, педагог, Барнаул
  198. Волкова Елена Станиславовна, учитель, Почетный работник образования РФ, Москва
  199. Архангельский Александр Николаевич, ординарный профессор НИУ ВШЭ, лауреат премии правительства РФ за 2014 г., писатель
  200. Черемных Михаил Петрович, к.п.н., директор Гуманитарного лицея, г. Ижевск
  201. М.Я.Шнейдер, гимназия №45 имени Л.И.Мильграма, директор
  202. Елена Дмитриевна Арсеньва МБОУ СОШ 35 г. Самара
  203. Юрханова Эмма Павловна
  204. Рафальчук Ольга Георгиевна, ГБОУ школа 582 Санкт-Петербург, учитель русского языка и литературы
  205. Алексеева Юлия Николаевна, учитель русского языка и литературы, победитель ПНПО
  206. Бондаренко Роман Юрьевич, переодчик
  207. Слепцова Илона Васильевна, Венский университет
  208. Чубукова Маргарита Андреевна
  209. Варшавер Ольга Александровна, переводчик, Москва
  210. Шиян О.А., доцент кафедры психологии познания, РГГУ
  211. Фрадкин Валерий Евгеньевич, Санкт-Петербург
  212. Уйгуров Михаил Васильевич
  213. Донская Ольга Александровна, канд. пед. наук, учитель истории
  214. Бондарев Пётр Борисович, к.ф.н., доцент КубГУ, г. Краснодар
  215. Борусяк Любовь Фридриховна, доцент НИУ ВШЭ
  216. Назаров Александр Вячеславович, начальник отдела лицензионного контроля управления контроля и надзора службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области
  217. Пономарева Оксана Владимировна
  218. Гительман Людмила Алексеевна, начальник отдела государственной аккредитации службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области
  219. Кокарева Лидия Анатольевна
  220. Сосновская Ирина Витальевна, д.п.н., профессор кафедры филологии и методики ПИИГУ
  221. Нестеренко Елена Александровна, Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, начальник отдела
  222. Возчиков Сергей Михайлович, ЧИРО и ПК, методист
  223. Валентина Гавриловна Мармозова
  224. Ю.А. Чигрин, преподаватель
  225. Попова Елена Викторовна,учитель русского языка и литературы
  226. Федоров Антон Сергеевич, г. Екатеринбург
  227. Новичкова Евгения Валериевна, Красноярский ИПК, зав. центром
  228. Кнерик Наталья Владимировна
  229. Самыкина Галина Владимировна, учитель, Москва
  230. Белов Андрей Валерьевич, Лицей НИУ ВШЭ, зам. директора
  231. Харитонова Инна Михайловна, Екатеринбург, литературный редактор
  232. Шиварев Павел Васильевич, ИФ Сентябрь зам. главного редактора Журнала руководителя управления образованием
  233. Полянская Екатерина Олеговна, журналист газеты "Жуковские вести", преподаватель русского языка и литературы
  234. Шнырева Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы "Школа "Президент"
  235. Л.В. Огдина, заместитель заведующего по ВМР, Зеленогорск
  236. Свирина Наталья Михайловна профессор Институт специальной педагогики и психологии
  237. Мельникова Стелла Алексеевна, учитель русского языка и литературы, г.Владимир
  238. Уколова Ольга Сергеевна, МАОУ гимназия № 37 г. Екатеринбурга, учитель истории
  239. Левина Анна Ефимовна, научная библиотека МГУ, библиограф
  240. Тетерина Светлана Валерьевна, родитель, г. Красноярск
  241. Дагаев Г. Б. директор ОУ 127, г. Екатеринбург
  242. Шишигина Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы, г. Вологда
  243. Галциди И. Н. , заслуженный учитель Кубани, НЧОУ гимназия "Росток", гендиректор
  244. А.Г. Асмолов, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО).
  245. Журчева Ольга Валентиновна, доктор филологических наук, профессор кафедру русской, зарубежной литературы ПГСГА
  246. Полторацкий Иван Сергеевич
  247. Аврора Дягилева
  248. Степяк Г.В., заместитель директора по УВР, г. Череповец
  249. Ромашко Ирина Иосифовна, ст. методист ХК ИРО, г. Хабаровск
  250. Лариса Рудольфовна Герапинович, г. Санкт-Петербург, НОУ и"Унисон"
  251. Парага Полина Борисовна
  252. Минаева Лилия, педагог-психолог
  253. Балахонова Ирина, ИД "Самокат", Главный редактор
  254. Симонян Олег Олегович, учитель русского языка и литературы
  255. О.Л. Раковская, преподаватель русского языка и литературы, методист, г. Москва
  256. Сопленков Сергей Владимирович, кандидат исторических наук, ГБОУ СОШ № 391, учитель истории
  257. О.М. Леонтьева, к.п.н., лауреат премии Президента РФ в области образования, гл. ред. журнала "Спорт в школе"
  258. Куликова Елена Вячеславовна, МГУП имени Ивана Федорова, доцент
  259. Олейников Алексей, учитель литературы, детский писатель
  260. Карпова Анна Сергеевна, ГБОУ СОШ 2103, учитель английского языка
  261. Ясинская Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы, Череповец
  262. Миняев А.С.,заместитель директора
  263. Шапиро Надежда Ароновна, учитель, г. Москва
  264. Каширина Ирина Михайловна, РАНХиГС, старший преподаватель
  265. Мушкат Наталья Сергеевна, МБОУ СОШ 35 г. Самара, директор
  266. Гусева Людмила Евгеньевна, мама
  267. Пилипюк Наталья Анатольевна
  268. Иванова Ольга Владимировна, Москва, преподаватель
  269. Пашкевич Ольга Александровна, преподаватель литературы, Москва
  270. Алиева Хадижат, Минобрнауки Республики Дагестан, консультант
  271. Людмила Рыбина, обозреватель "Новой газеты"
  272. Ольга Крокинская, д.с.н., профессор кафедры социологии РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург)
  273. Ольга Константиновна Крокинская, д.с.н., профессор кафедры социологии РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург)
  274. Дёмина Мария Сергеевна, педагог-психолог
  275. Леушина Елена Фаридовна
  276. Максина Юлия Александровна, учитель русского языка, литературы и МХК, г.Хабаровск
  277. Воронцов Алексей Борисович ОИРО
  278. Добрынинский Игорь Витальевич, инженер
  279. Красовская Светлана Игоревна, д.ф.н., завредакцией русского языка и литературы издательства "Просвещение"
  280. Кондаков Виктор, журналист, преподаватель. г. Калининград
  281. Петрухина Юлия Борисовна, учитель русского языка и литературы, Москва
  282. Корочарова Наталья Игоревна, издатель Свердловская обл.
  283. Смирнова Надежда Николаевна, директор Международного института Монтессори-педагогики
  284. Бобер Юлия Эрленовна, литератор, кинодраматург
  285. Ганькина Мария Владимировна, ИД "Народное образование", главный редактор журнала "Игра и дети"
  286. Ленская Елена Анатольевна, МВСШЭН, декан ф-та Менеджмента в Образовании
  287. Муха Надежда Владимировна, заместитель директора МБОУ СОШ "Эврика-развитие" г.Томска, победитель ПНПО 2006, 2009.
  288. Певзнер Татьяна, директор школы
  289. Казакова Нина Алексеевна
  290. Галкина Елена, архитектор, педагог
  291. Фрумин Исак Давидович
  292. Андреева Жанна Олеговна, преподаватель ГБПОУ "Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга"
  293. Ходаковская Мария Витальевна, читатель, мама выпускинцы школы
  294. Куляпин Алексей Сергеевич
  295. Кульчицкая Нина Николаевна, доцент кафедры развития образования Орловского Областного института усовершенствования учителей
  296. Мухамед Лихов, директор МОУ Лицей №1, г. Тырныауз
  297. Кириллов Виктор Васильевич Институт гуманитарных наук МГПУ
  298. Илья Овчинников, Пединститут, преподаватель
  299. Коган Ирина Исааковна, к.ф.н., доц., зав.кафедрой русской и зарубежной литературы СГОАН, г. Самара
  300. Трухановская Наталья Сергеевна, МГПУ, к.ф.н., доц.
  301. Назырова Елена Николаевна, учитель МАОУ СОШ 2 г.Новый Уренгой
  302. Чамалетдинова Алсу Мирсатовна, учитель МБОУ СОШ 6 г.Новый Уренгой
  303. Андреева Ольга Юрьевна
  304. Елена Харькова, ст.научный сотрудник МИРО
  305. Магнат Дина Исааковна, читатель, мама двоих детей
  306. Велембовская Ксения Михайловна, писательница, завотделом журнала "Новая и новейшая история" РАН
  307. Прозоровская Ольга Константиновна
  308. Чукова Маргарита Константиновна, Москва, гимназия 1576, учитель
  309. Шинкарук Марина Анатольевна, филолог, мама, редактор
  310. Вдовин Евгений Евгеньевич
  311. Ченцова Надежда Алексеевна, СУНЦ НГУ, воспитатель, психолог, к.б.н.
  312. Муратова Лола Абдурахмановна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №4 г.Саянск Иркутской области
  313. Уманский Л. А.,школяр-выпускник
  314. Грачева Татьяна Николаевна, старший консультант рекрутинговой компании C-Executives
  315. Рутковская Татьяна Георгиевна, изд-во "Наука", редактор
  316. Сгибнев Алексей Иванович, Москва, школа-интернат "Интеллектуал", учитель
  317. Круглякова Татьяна Александровна, к.ф.н., доцент кафедры языкового и литературного образования ребенка РГПУ им. Герцена
  318. Шапилова Мария Геннадьевна, ИИК ТГУ
  319. Сабитова Диана Рафисовна, детский писатель, русист, кандидат филологических наук
  320. Виноградова Надежда Михайловна, заслуженный учитель РФ, директор гимназии № 4 г. Брянска
  321. Мирецкая Елена Витольдовна,учитель литературы НОУ "Пироговская средняя школа"
  322. Плисецкая Анна Дмитриевна, доцент факультета филологии НИУ ВШЭ
  323. Митрофанова Татьяна Геннадьевна МАОУ "СОШ 32 г. Улан-Удэ", директор
  324. Котикова Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы, г. Курган
  325. Жемчужин Николай Георгиевич, пенсионер
  326. Сологуб Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы, п.Чегдомын Хабаровского края
  327. Осипенко Елена Владимировна, МБОУ "СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов", учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук, г. Выборг
  328. Суворов Михаил Андреевич, МГУ им. М.В.Ломоносова, аспирант
  329. Мазурчик Нина Александровна, метотодист, ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга
  330. Панов Борис Александрович, учитель литературы "Лиги Школ", Москва
  331. Буренкова Елена Викторовна, просто мама

Если вы согласны, то подпишите


  • ФИО, место работы, должность 
  • Ваш email 
  • Подписываю открытое письмо против концепции АССУЛ 
  • С публикацией персональных данных согласен 


АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100