Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа 2. Самостоятельность школы (Ведущие: А.А.Антонова, Н.М.Шадрина, Е.А.Антонова)




28 октября 2012 года в Москве в рамках Межрегиональной конференции по проблемам введения ФГОС НОО и модернизации финансово-экономических механизмов в общем образовании  состоялась работа группы по направлению «Самостоятельность школы».

В ходе работы группы обсуждались вопросы, связанные с процессом перевода учредительства ОУ на региональный уровень. Участники группы пришли к выводу, что перевод на региональный уровень приведет к трем результатам:

- к усилению общественного участия в управлении школой;

- к повышению качества образования;

- к большей самостоятельности ОУ.

Далее отдельно обсуждался каждый результат.

Касаясь вопроса об общественном участии в управлении школой, было отмечено, что при переводе на региональный уровень повысится роль органов самоуправления ОУ. Участники группы сформулировали тезис о том, что «повышение самостоятельности ведет к повышению ответственности, а ответственность повышает мотивацию к расширению общественного участия».

В отношении вопроса о повышении качества образования, было отмечено, что «муниципалитет стремится к усреднению ОУ», и заинтересован только в функционировании школ (что ведет к усреднению).

Выход из сферы влияния муниципалитета имеет две стороны: с одной стороны, вместе с тем, как ослабевает функция внешнего контроля образовательного учреждения со стороны муниципалитета (ответственность за все решения ложится на плечи учредителя, что связано с определенной степенью риска); с другой стороны, это может привести к индивидуализации образовательного учреждения.

В качестве риска этого направления было указано, что возникнет большая дифференциация между образовательными учреждениями, появятся «лидеры» и «аутсайдеры» и это приведет к разбалансировке системы.

Самостоятельность школ приведет к большей концентрации финансовых средств в ОУ, а это приведет к более свободному, эффективному перераспределению на уровне ОУ. Деньги будут в большей степени тратиться на цели ОУ, у директора появится больше свободы в организации образовательного процесса.

Расходы консолидированного бюджета на образование в целом сократятся за счет сокращения органов управления образованием в муниципалитетах. Сегодня «в некоторых муниципалитетах 50 управленцев на 30 ОУ, при этом расходы на управленцев превышают расходы на школы».

Кроме того, школа становится самостоятельным субъектом договорных отношений (равноправным партнером органов местного самоуправления), это в частности исключает возможность привлечения школ для решения задач, не касающихся образования, но необходимых для органов местного самоуправления (например, поведение выборов).

Были также зафиксированы две проблемы, требующие обсуждения в дальнейшем:

- отсутствие у школы возможности участия в выборе типа ОУ (казенное, бюджетное или автономное учреждение). По сути, сегодня, учреждения лишены права выбора, их тип назначает учредитель.

- 83-ФЗ дает возможность муниципальным органам управления придавать школам статус «казенных», хотя, как правило, это решение (по приданию статуса казенных) не оправдано и не обосновано.

Евгений Морозов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100