Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Авторская школа – «Эврика», 26-29 октября 2012 > Лекция Р.В.Селюкова «Модернизация финансово-экономических механизмов в общем образовании»

Лекция Р.В.Селюкова «Модернизация финансово-экономических механизмов в общем образовании» 




28 октября 2012 года в Москве в рамках Межрегиональной конференции по проблемам введения ФГОС НОО и модернизации финансово-экономических механизмов в общем образовании с лекцией «Модернизация финансово-экономических механизмов в общем образовании» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков отметил, что в условиях введения ФГОС обозначилась необходимость расчета величины норматива финансирования ОУ исходя из стоимости тех результатов, которые в рамках ООП школа обеспечивает. Отсутствие представлений об оценке качества образования не позволяет произвести расчет величины норматива , исходя из стоимости результатов ООП. Таким образом, ключевая проблема развития НПФ носит не финансово-экономический характер, а коренится на проблемах оценки качества.

Роман Селюков отметил, что ключевые риски введения НПФ образовательных учреждений общего образования, как правило, вытекают из двух возможных сценариев практики применения НПФ:

- расчет норматива, основан на оценке стоимости услуги по реализации ООП ступеней общего (в расчете на 1 ученика) образования в части расходов на заработные платы и учебные расходы, а средства по нормативу доводятся до уровня школы в полном объеме (без изъятий и перераспределения средств между школами;

- расчет норматива основан на усредненных  фактически сложившихся учебных расходах ОУ в расчете на 1 ученика с опорой на часы учебного плана для расчета расходов на заработную плату.

Проблемы введения НПФ при реализации двух этих стратегий введения НПФ различны, имеются и специфические риски.

Роман Селюков в своем сообщении представил типичные риски введения НПФ и НСОТ, а также способы их минимизации.

Каждый регион имеет свою специфику в разрезе особенностей финансирования, заметил эксперт, поэтому не все риски имеют место быть в каждом конкретном регионе.

- Неувязка НПФ и государственного (муниципального) задания приводит к разрушению НПФ и НСОТ, повышению неэффективных расходов, избыточность и не соответствующие требованиям ФГОС условия реализации ООП в сети и низкое качество образования. 
К способам минимизации эксперт отнес следующие механизмы: формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей полное доведение средств по нормативу до школы, сокращение количества казенных учреждений, обеспечение разработки муниципальных заданий.

- Неувязка НПФ и ФГОС приводит к риску невведения ФГОС, а также финансовым нарушениям, среди которых несоответствие расходов целям, на которые переданы средства.
Для минимизации данного риска необходима реконструкция НПБ по НПФ под ФГОС и выделение разных типов.

- Дети с особыми нуждами. Здесь существует опасность в размывании принципов НПФ при нечетком определении категории детей под особые нормативы, а также десоциализация детей с особыми нуждами в условиях эксклюзивного образования. 
Необходимо принять стратегическое решение относительно развития инклюзивного образования детей с особыми нуждами, разработка методики расчета норматива на ребенка с особыми нуждами и способов финансирования ОУ, обучающих таких детей и разработка эффективных механизмов контроля за расходованием средств.

- Отсутствие механизмов регулирования сети через НПФ, ведь при введении НПФ должна была повыситься конкуренция между школами, что и произошло – школа заинтересована создать качественные условия обучения и обеспечить высокое качество образования. Рисками здесь являются диспропорция финансирования сети, стимулирование иждивенчества школ, ориентация на "худшие сценарии развития".
Данные риски можно минимизовать с помощью ориентации НПФ на ключевые параметры развития сети, сужения коридора коэффициентов к нормативу.  

- Отсутствие механизмов многоканального финансирования. Рисками являются дестимулирование развития сети ОУ, повышение доли неэффективных расходов, низкая мотивация к развитию ОУ в соответствии с собственной стратегией. 
Для минимизации данных рисков необходимо создание фондов (развития качества, стабилизационных фондов, "венчурных" фондов и т.д.) под задачи развития сети ОУ и системы образования в целом, стимулирование механизмов софинансирования, децентрализация закупок, стимулирование финансово-хозяйственной самостоятельности школ.

- Блокирование развития дистанционного образования в отсутствии подушевого норматива на образование в сети. 
Риски: снижение качества образования; снижение доступного качественного образования с уходом дистанта только в негосударственный сектор. 
Способы минимизации рисков: разработка норматива финансирования в сети и стимулирование развития дистанционных образовательных технологий.

- Отсутствие объективных показаний к изменению величины норматива. 
Риски: снижение доходов работников образования и снижение качества образования. 
Данные риски можно минимизовать с помощью обеспечения связи величины норматива с экономическими величинами (например, со средней зарплатой в экономике региона).

Соб.инф.

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100