Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Авторская школа – «Эврика», 26-29 октября 2012 > Лекция А.И.Адамского «Актуальные тенденции модернизации образования в РФ»

Лекция А.И.Адамского «Актуальные тенденции модернизации образования в РФ»




28 октября 2012 года в рамках Межрегиональной конференции  по проблемам введения ФГОС НОО и модернизации финансово-экономических механизмов в общем образовании состоялась лекция Алексадра Адамского, научного руководителя АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика, «Актуальные тенденции модернизации образования в РФ».

Начиная лекцию, Александр Адамский сообщил: «Мы различаем два этапа модернизации: проектный и социологический». Во второй половине XX века вся проектная деятельность основывалась на идеальных представлениях, но при этом была довольно мощная теоретическая основа. Это были не просто фантазии, а фантазии ограниченные дискурсом проектирования. В тот период представления о будущем были идеальными. Проживание, выстраивание идеальных действий стало мощным стимулом развития, поскольку предполагало проспективная рефлексия (создание и оценка того, чего еще не существует). Учителя, которые принимали участие в проектировании идеальных моделей, получили неповторимый опыт. Этот опыт превратил их в уникальных специалистов. Этот слой учителей, которые в этом участвовали – это уникальный опыт.

«Суть этапа модернизации, который мы сейчас переживаем. Меньше фантазии, больше рефлексии», – пояснил лектор – «Надо посмотреть, куда люди дорожки протоптали». Сейчас крайне важно институционально оформить движения, прецеденты, которым уже 10, 20 лет. Важно не только признать вклад инициатив, реализующихся в течение многих лет, но и понять суть этого прорыва, направление вектора инициативы – в этом суть социологического этапа.

Второй тезис Александра Адамского: «Естественным путем норма не возникает». Если норма не появляется натурально тогда, как она возникает, как работает, как развивается, какой у нормы жизненный цикл? В поле «Эврики» концентрированно содержатся все направления модернизации – но их надо нормативно оформить. В любой деятельности имманентно содержится норма, ее только надо оттуда извлечь. Представленные в эвриканском сообществе деятельности настолько разные, что они начинают спорить и конкурировать друг с другом. Различия в инновационных деятельностях дают новую норму, которая точно не совпадет с нормой соседней школы, поэтому эти нормы можно соотносить и обобщать.

Различие в проектировании сегодняшнего дня и 30 лет назад заключается в том, что в то время не было опыта участия в проекте, основой проектирования выступали идеальные представления. Сейчас есть опыт, прожитая жизнь в проектной деятельности, поэтому следует другой этап – рефлексии приобретенного опыта. Важно помнить, что у каждой нормы есть свой жизненный цикл: она рождается, переживает расцвет, и, в какой-то момент умирает. Нет смысла реанимировать то, что уже не актуально.

Еще один тезис докладчика: проект оформляется после реализации. Рефлективно. Чертеж – это еще не проект. Проект появляется тогда, когда намерение реализовалось.

Заключительный тезис Александра Адамского: концепция развития состоит и последовательности – инновация – проект – институт. Если инновация не превращается в норму, она умирает.

Ответственность операторов мониторига заключается в том, что данная позиция может стать нормой, а могут превратиться в маргиналов, если инициатива не оформится в норму.

Управление развитием – это институционализация носителя идей. Если дети видят, как авторы идей становятся институтами, то это лучший пример инновационности. Инновации не бывает без человека – носитель инновации, автор проекта – носитель института, но важно, чтобы проект в этом институте не потерял своего содержания.



Елена Воробьева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100