27 октября 2012 года в Москве в рамках Всероссийских профессионально-общественных
обсуждений экспертно-аналитических материалов по реализации НОИ «Наша новая школа» состоялся итоговый пленум,
на котором были представлены итоги работы групп и обсуждены выявленные проблемы.
Обсуждение началось с рассмотрения работы группы по направлению «Самостоятельность школы». Основные тезисы,
возникшие в ходе работы группы:
1. Самостоятельность школ с одной стороны находится под влиянием учредителя (финансирование муниципального задания), с другой
стороны, под влиянием запроса к образованию со стороны потребителей.
2. Существует проблема обратной связи. Учредитель «спускает» решения, обязательные для реализации в образовательных
учреждениях. При этом обратные сигналы от школы к учредителю практически не поступают. Муниципалитет и не заинтересован в
этих сигналах.
3. Муниципалитет, с одной стороны, задает жесткие правила и нормы по финансированию (не дает возможности школе стимулировать
приоритеты деятельности, которые она сама выделяет), с другой стороны, у учредителя нет реальных инструментов контроля расходов
в ОУ.
4. Находясь между региональным и школьным уровнем образования, муниципалитет перераспределяет денежные средства и тем самым,
фактически, исключает финансирование из управления образованием.
5. Для повышения качества образования необходима самостоятельность школы. Но действует ли этот принцип в обратном порядке?
Повышение самостоятельности влечет ли с необходимостью повышение качества образования?
6. Муниципальное учредительство, централизованная бухгалтерия, практика изъятия неизрасходованных средств негативно сказывается
на качестве образования. У ОУ нет заинтересованности в экономии средств, нет перспективы повышения зарплат педагогов.
7. Стоимость услуг, заложенная в муниципальном задании, рассчитывается по факту расходов прошлого года, не учитывая новых
требований, которые заложены во ФГОС.
8. Муниципальное задание не является механизмом финансирования ОУ и инструментом влияния на качество образования.
Следующей была представлена работа проектной группы «Образовательная
среда», которая выделила различные типы сред: реальная, образовательная, социальная, виртуальная. Участники группы
обозначили следующие основные проблемы:
1.Участники образовательного процесса не готовы осуществлять деятельность в электронной среде. По этой проблеме было обозначено,
что большинство педагогов не имеют достаточно средств, знаний, компетентностей, что не позволяет им создавать, обеспечивать
и эффективно использовать электронную среду.
2. Отсутствия инструментов создания структурированной среды школы, которая могла бы вооружить детей способом действия в
неструктурированном пространстве.
Участники сформулировали также ряд задач по отношению к образовательной среде:
1. Повышение квалификации педагогических работников, изменение технологии обучения, и профессиональная подготовка.
2. Обеспечить развивающую образовательную среду.
3. Институциональное закрепление образовательной среды, сформулировать критерии образовательной среды.
4. Создание службы сопровождения детей в среде.
Вера Приклонская
|