Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Панельная дискуссия «Наша новая школа – наши новые цели» 




27 октября 2012 года на межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» состоялась панельная дискуссия «Наша новая школа – наши новые цели». В дискуссии принимали участие Роман Селюков, Татьяна Ковалева, Паси Маттила, Марек Борковски. Вел дискуссию Александр Адамский.

Паси Маттила, директор компании «Finpeda» (Финляндия): "Когда проектируете здание новой школы, вы должны учитывать взгляды учеников на то, как они видят обучение в этой школе. Все рабочие пространства - мебель, освещение, оборудование - влияют на процесс обучения. Школа будет домом для учеников и общества в течение долгого времени, поэтому вы должны учитывать все стороны жизни в процессе проектирования. Когда вы продумаете образовательное пространство, саму школу будет проще продумывать: в школе может не быть коридоров, если пространство используется для образовательных целей. Вы должны иметь возможность получить обратную связь о деятельности вашей школы".

По мнению Александра Адамского, взаимосвязь между новыми целями и новыми архитектурными решениями не очевидна, т.к. новая архитектура может привести к изменению поведения, отношения, деятельности.

Татьяна Ковалева, президент Тьюторской ассоциации, сообщила что в настоящее время ассоциация тьюторов ориентируется на цели НОИ «Наша новая школа». Однако в гуманитарных  практиках «напрямую цели не достичь». Именно индивидуализация обучения становится способом реализации направлений НОИ «Наша новая школа». Эксперт подчеркнула, что индивидуализация – это не тренд. В культуре известно три способа достижения образовательных целей: авторитарный, при коллективном неразличимом обучении, индивидуализация (опыт Кебриджа и Оксфорда), третий путь – соединение двух подходов.

Как достичь индивидуализации в обучении? Татьяна Ковалева предлагает три шага. Первый - создание избыточной среды. Среда должна предоставлять настоящий выбор, а не фиктивный (выбор двух предметов из двух предложенных – фиктивный), среда действительно должна. Второй шаг – обеспечение навигатора в этой избыточной вариативной среде. Третий шаг – это создание личностно-ресурсных карт, которые позволяют школьнику оценивать окружающий его мир.

Александр Адамский: "Существует противоборство двух тенденций: первая проектировать, придумывать архитектурные формы; вторая тенденция – улавливать жизненные ситуации и воплощать их". Выбор стратегии зависит от того, как мы оцениваем назначение школы: это место жизни или учебы. Например, в школе Александра Тубельского проверяющие из Райкома партии не соглашались с решением открыть «официальную» курилку для старшеклассников, потому что «курение не входит в школьную программу, а в школе должно быть только то, что есть в школьной программе». В связи с этим появляется вопрос: где граница между тем, что можно или нельзя делать в школе? Как не пусть в школу то, что за гранью? И как при этом сохранить возможность для расширения школьной среды?

По мнению Татьяны Ковалевой, критерием, позволяющим определить границу, должна быть внутренняя культура учителя, компетентность педагога. По словам Александра Адамского, среда может оказывать большее влияние, чем учитель.

Далее выступал Марек Борковски, директор гимназии имени Хелминских Епископов г. Любава (Республика Польша). Он отметил, что сейчас «учителем» для детей является Google – это уникальный учитель, он может ответить на все вопросы. Поэтому знаниевая функция учителя отходит на второй план, для современных школьных учителей важно уметь заинтересовать ребенка. Сегодняшний ребенок – воспитан на электронной системе, он воспринимает мир в картинках. Для того, чтобы быть интересными детям, нужно следовать этим требованиям. Марек Борковски поделился: «Все, что происходит в нашей школе, мы сразу выкладываем на сайт, это показывает всему миру, что школа живет». В эту среду, которая создается в школе, включаются все: учителя, ученики и родители. Ученики и все, кто приходят в школу, чистят обувь: воспитание начинается уже на входе. У нас в школе чисто, т.к. все поддерживают чистоту школы.

Подводя итог дискуссии, Александр Адамский сформулировал два противоположных взгляда на среду, которые проявились в ходе обсуждения. Первый – школьная среда строится аналогично семейной среде, с заботой о пространстве, в котором живут участники этой среды. Вторая – современная интерактивная среда. Современная задача заключается в том, чтобы соединить эти два образа жизни.

Елена Воробьева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100