Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Авторская школа – «Эврика», 26-29 октября 2012 > Сообщение А.Б.Воронцова «Оценка качества образования как институт образовательной политики РФ»
Презентация к докладу Алексея Воронцова 

Сообщение А.Б.Воронцова «Оценка качества образования как институт образовательной политики РФ»




27 октября 2012 года в Москве в рамках Всероссийских профессионально-общественных обсуждений экспертно-аналитических материалов по реализации НОИ «Наша новая школа» выступил Алексей Воронцов, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», с сообщением «Оценка качества образования как институт образовательной политики РФ».

Алексей Воронцов выступил с тезисом о том, что система оценки качества образования (СОКО) является социальным институтом (со своими нормами, правилами, действующими лицами), с помощью которого граждане, общество и государство получает информацию об уровне социализации учащихся. Задача оценки решается сбором и анализом (экспертным, общественным) результатов учащихся, их достижений, проявлений их активности.

Систем оценки качества образования должна стать главной точкой, системообразующим элементом для всех остальных направлений модернизации. Все параметры оценки деятельности школы должны быть изменены под задачу реализации стандарта.

Все направления модернизации последних лет (новые финансово-экономические механизмы, развитие информационной среды, материально-техническое оснащение, повышение квалификации педагогов, новые правовые формы образовательных учреждений и т.п.) направлены на достижение современного качества образования. Однако существует ряд проблем:

- Утвердившиеся благодаря примерной образовательный программе представления об уровнях освоения (обязательном и необязательном) приводит к тому, что все задания компетентностной направленности становятся необязательными.

- Контрольно-измерительные материалы часто построены некорректно: сами кодификаторы действий, которые должен совершать ребенок, нуждаются в уточнении. В этой связи необходима экспертиза новых измерительных материалов на соответствие ФГОС. Также важно понять, кто должен проводить экспертную оценку этих материалов.

- Учебный план образовательного учреждения традиционного типа не позволяет реализовать стандарт. На сегодняшний день учебный план начальной школы в большинстве школ не претерпел изменений: вариативная часть не появилась. Линейное учебное расписание занятий не обеспечивает достижения результатов ФГОС НОО.

- В заработную плату учителей по-прежнему заложено «количество отведенных часов», это означает, что педагог по-прежнему будет ориентировать исключительно на отработанные часы, а не на содержание своей деятельности.

Одним из механизмов изменения ситуации в отношении СОКО может стать разработка инструментов оценки качества. Однако на сегодняшний день они не соответствуют требованиям стандарта.

По мнению Алексея Воронцова, необходим ряд управленческих шагов по созданию рычагов управления качеством образования. Так, показателями изменения качества образования могут служить:

- описание и принятие обществом (профессионалы и потребители) образовательных результатов для каждой ступени в их динамике;

- база данных других КИМов (несколько разных групп разработчиков на «выбор» ОУ);

- необходимы сертифицированные  вариативные  примерные образовательные программы ступеней образования (другие модели учебных планов, учебного расписания и т.п.);

- изменение в показателях  деятельности ОУ, педагогов и их синхронизация (аккредитационные показатели, конкурсные показатели, показатели контроля,  показатели муниципального задания);

- реальная вариативность в подходах формирования базовой части оплаты труда;

- изменения в аттестации педагогов и аккредитации ОУ.

Алексей Воронцов подчеркнул необходимость срочного принятия нормативного документа на уровне Правительства РФ (или хотя бы на уровне субъектов Федерации) общероссийской (региональной) системы оценки качества образования, которая бы отвечала  задачам современного развития общества.

Евгений Морозов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100