Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Авторская школа – «Эврика», 26-29 октября 2012 > Лекция А.И.Адамского. Проектирование стратегических институтов развития образовательной политики РФ
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция А.И.Адамского «Проектирование стратегических институтов  развития образовательной политики РФ» 




27 октября 2012 года на межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» состоялась лекция Алексадра Адамского, научного руководителя АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», на тему «Проектирование стратегических институтов  развития образовательной политики РФ».

Александр Адамский проанонсировал содержание своего выступления, в котором он выделил три тезиса, которые запланировал обсуждать. Рассуждения о первом тезисе лектор начал с вопроса: может ли образование развиваться автономно? История показывает, что образование не может развиваться автономно. Например, пропаганда большевизма не могла развиваться пока люди не могли читать газеты, поэтому нужно было обучать население грамоте.

Политическое, экономическое, социальное развитие общества, согласно историческому опыту, вело за собой развитие образования. Но сейчас впервые образование может развиваться автономно и вести за собой развитие общества, т.к. знание и информация становится экономическим фактором. Важность знания следует рассматривать не с точки зрения подготовки кадров. Ориентировка на знаниевую подготовку кадров – устаревшая парадигма. Эволюция продуктов компании Apple показывает, что идея становится источником прибыли. Основная проблема заключается не в том, чтобы сократить «утечку мозгов», а в том, чтобы в стране существовала возможность перехода образовательного капитала в развитие экономики.   

Уровень экономического, социального, политического развития – зависит не столько от количества образованных людей, сколько от в их участия в экономическом пространстве. Должна существовать возможность реализовать свой потенциал: в спорте, предпринимательстве, политике и т.п. Сейчас в нашей стране проявление интеллекта, не только не поддерживается, но и находит жесткое препятствие.

На современном этапе развитие образования становится не только автономным проектом, но и теряет нейтральность по отношению к экономическим и социальным факторам. Если раньше экономика вела за собой образование, сейчас наоборот – образование приобретает ведущую роль. Сейчас необходимо не иметь квалификацию к тому, чтобы реализовать себя в готовом месте, но и подготовить место, в котором предстоит реализовываться. Инновационная образование выпускника предполагает, что неизвестны условия, в которых оно будет применяться, поэтому компетентность обустроить себе место для самореализации, становится ключевым.

Алексей Воронцов отметил, что на вчерашнем открытии прозвучал тезис о том, что жизнь авторских школ закончилась. Эксперт считает опасным этот тезис, потому что должны существовать школы, которые совершают прорыв. Если образование будет воспроизводить сегодняшний этап развития общества, то не будет совершаться прорыв. Все школы не могут работать в инновационном режиме, но если таких школ не будет, то и развития не будет.

Александр Адамский отметил, что исторически российское образование развивалось в догоняющем режиме. В XX веке появились пространства инновационного развития, но институционализация инноваций не произошла. Это привело к тому, что развитие осуществлялось не по пути развития институциональных форм, но по пути развития идеализированных норм. Сейчас, когда идеальные нормы не сработали, многие пытаются институционализировать консервативные нормы. Если учебная деятельность (в терминологии развивающего обучения) становится стандартом – значит, развитие есть, проект становится автономным. Если институционально, учебной деятельности нет – то проект остается идеальной нормой, а интитуциональные нормы будет поставлять экономика.

Второй тезис лектора: институты вбирают в себя инновации. Развивая тезис, Александр Адамский отметил, что институты могут развиваться на основе инноваций или на основе случайных или традиционных идей. Например, появление автономных учреждений и сохранение казенных учреждений – является показательным примером того, что как сосуществуют инновационные и традиционные формы.

Эксперт подчеркнул, что на теоретическом уровне существует понимание ценности инноваций, однако, нет социологических данных о пользе развития, которые бы показали, что развитый человек, живет лучше, успешнее и т.п. При этом социологические данные о развивающихся обществах показывают существование связи с удовлетворенностью жизнью граждан этих государств.

Получить данные о социализации выпускников, можно через отслеживание жизненных достижений выпускников (стабильность браков и т.п.) инновационных школ.

Завершая обсуждение второго тезиса, Александр Адамский отметил: если институты вбирают в себя инновации, то появляется слой людей, жизнь которых определяется этими результатами.

Третий тезис – новые результаты деятельности требуют новые инструменты оценки себя. Если новые школа заявляет новые результаты, то и измерять их надо новыми инструментами результатами. В заявку на статус ФИП можно добавить часть про оценку результатов. Поскольку отсутствие инструментов, которые могли бы замерить новые результаты, задает губительный сценарий для проекта. Тогда новые результаты будет измерять старыми инструментами, которые не смогут проявить новые достижения.

Елена Воробьева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100