27 октября 2012 года в Москве в рамках Всероссийских профессионально-общественных обсуждений экспертно-аналитических
материалов по реализации НОИ «Наша новая школа» состоялся мастер-класс директора гимназии имени Хелминских Епископов
(г. Любава, Республика Польша) Марека Борковски «Комплексная система оценки достижений учащихся. Значение системы оценки:
опыт Польши».
Марек Борковски начал свой мастер-класс с тезиса о том, что «нормативное пространство школы во многом определяется
сложившейся системой отношений между субъектами образовательного процесса». Сегодня для школы характерна следующая картина:
у ученика нет средств осмысления собственного пути и нет за это ответственности; у родителя нет запроса, чтобы ребенок был
ответственным и самостоятельным в вопросах своего образования. В этой ситуации учитель берет ответственность за оценку деятельности
учащегося и его личности на себя.
Странность картины заключается в том, что весь образовательный процесс как будто сконцентрировался вокруг одного элемента
– «отметки, которую ставит учитель». Отметка стала основной целью всех субъектов образования. Казалось бы,
учитель передает ученику культурные средства освоения знаний и сами знания в специально организованной учебной деятельности.
Ученик выполняет задания учителя, далее, тот контролирует выполнение, проверяет согласно единым определенным критериям и ставит
отметку, соответствующую тому или иному уровню освоения. Кому нужна отметка – информация о том, насколько ребенок освоил
материал и овладел средствами? Во-первых, эта информация нужна самому учащемуся, чтобы понимать, на каком уровне он находится,
соизмерять свои силы и притязания, во-вторых, она нужна родителям, пока ребенок еще мал и не в состоянии самоопределиться
(либо, когда родители не доверяют ребенку этого выбора).
Но на деле все не так. Едва ли не более всех в хороших отметках оказываются заинтересованы учителя. Причин тому несколько,
в том числе моральная и материальная заинтересованность учителя в том, чтобы учащиеся соответствовали нормативным требованиям
школы. В результате цель учителя трансформируется до неузнаваемости: вместо «как мне учесть интересы моих учеников и
дать им материал так, чтобы он заинтересовал их», появляется «как мне выбить из них хорошие результаты».
По мнению Марека Борковски, самое сложное в изменении технологии преподавания и системы оценки образовательных результатов
в школе – это изменение менталитета учителя. Необходимо массовое понимание со стороны педагогов о том, что главная фигура
в школе – не учитель, а ученик.
Марек рассказал об опыте изменения системы на примере изменения технологии преподавания и системы оценки образовательных
результатов в своей гимназии. Изменение системы происходило по этапам:
- на начальном этапе изменение встречает сопротивление со стороны противников изменений;
- далее коллектив учителей делится: часть группы начинает работать на изменение системы, часть остается за сохранение старого
уклада;
- когда часть группы, которая работает на изменение, становится значительно больше и сильнее, из коллектива начинают уходить
те, кто не согласны с новыми принципами организации деятельности.
Марек Борковски особо подчеркнул важность контроля происходящих изменений со стороны директора на каждом этапе процесса.
Анна Ясюченя, директор гимназии № 2 г. Черняховска, отметила, что предложенная в рамках мастер-класса схема делает позицию
директора главной и личностно ответственной в процессе системных изменений в школе.
Татьяна Морозова
|