Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Авторская школа – «Эврика», 26-29 октября 2012 > Марек Борковски.Комплексная система оценки достижений учащихся.Значение системы оценки: опыт Польши

«Комплексная система оценки достижений учащихся. Значение системы оценки: опыт Польши», Марек Борковски, директор гимназии имени Хелминских Епископов г. Любава, Республика Польша (часть 1)




27 октября 2012 года в Москве в рамках Всероссийских профессионально-общественных обсуждений экспертно-аналитических материалов по реализации НОИ «Наша новая школа» состоялся мастер-класс директора гимназии имени Хелминских Епископов (г. Любава, Республика Польша) Марека Борковски «Комплексная система оценки достижений учащихся. Значение системы оценки: опыт Польши».

Марек Борковски начал свой мастер-класс с тезиса о том, что «нормативное пространство школы во многом определяется сложившейся системой отношений между субъектами образовательного процесса». Сегодня для школы характерна следующая картина: у ученика нет средств осмысления собственного пути и нет за это ответственности; у родителя нет запроса, чтобы ребенок был ответственным и самостоятельным в вопросах своего образования. В этой ситуации учитель берет ответственность за оценку деятельности учащегося и его личности на себя.

Странность картины заключается в том, что весь образовательный процесс как будто сконцентрировался вокруг одного элемента – «отметки, которую ставит учитель». Отметка стала основной целью всех субъектов образования. Казалось бы, учитель передает ученику культурные средства освоения знаний и сами знания в специально организованной учебной деятельности. Ученик выполняет задания учителя, далее, тот контролирует выполнение, проверяет согласно единым определенным критериям и ставит отметку, соответствующую тому или иному уровню освоения. Кому нужна отметка – информация о том, насколько ребенок освоил материал и овладел средствами? Во-первых, эта информация нужна самому учащемуся, чтобы понимать, на каком уровне он находится, соизмерять свои силы и притязания, во-вторых, она нужна родителям, пока ребенок еще мал и не в состоянии самоопределиться (либо, когда родители не доверяют ребенку этого выбора).

Но на деле все не так. Едва ли не более всех в хороших отметках оказываются заинтересованы учителя. Причин тому несколько, в том числе моральная и материальная заинтересованность учителя в том, чтобы учащиеся соответствовали нормативным требованиям школы. В результате цель учителя трансформируется до неузнаваемости: вместо «как мне учесть интересы моих учеников и дать им материал так, чтобы он заинтересовал их», появляется «как мне выбить из них хорошие результаты».

По мнению Марека Борковски, самое сложное в изменении технологии преподавания и системы оценки образовательных результатов в школе – это изменение менталитета учителя. Необходимо массовое понимание со стороны педагогов о том, что главная фигура в школе – не учитель, а ученик.

Марек рассказал об опыте изменения системы на примере изменения технологии преподавания и системы оценки образовательных результатов в своей гимназии. Изменение системы происходило по этапам:

- на начальном этапе изменение встречает сопротивление со стороны противников изменений;

- далее коллектив учителей делится: часть группы начинает работать на изменение системы, часть остается за сохранение старого уклада;

- когда часть группы, которая работает на изменение, становится значительно больше и сильнее, из коллектива начинают уходить те, кто не согласны с новыми принципами организации деятельности.

Марек Борковски особо подчеркнул важность контроля происходящих изменений со стороны директора на каждом этапе процесса. Анна Ясюченя, директор гимназии № 2 г. Черняховска, отметила, что предложенная в рамках мастер-класса схема делает позицию директора главной и личностно ответственной в процессе системных изменений в школе.

Татьяна Морозова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100