27 октября 2012 года в Москве, в рамках Всероссийского профессионально-общественного
обсуждения экспертно-аналитических материалов по реализации НОИ «Наша новая школа», выступил Пати Маттила, директор
образовательный компании «Финпеда» (Finpeda), эксперт по инновационным образовательным технологиям. Темой его
доклада было развитие инновационной педагогики, архитектуры и технологии в XXI веке на примере опыта Финляндии.
Докладчик представил проект-стратегию «Школа будущего», целью которой является создание современных образовательных
технологий, соответствующих запросам и требованиям жизни XXI века. Проект направлен на создание комфортной современной
образовательной среды и проектирование инновационных педагогических инструментов.
Пати Матилла выделил ряд ключевых шагов на пути к образовательным инновациям. В первую очередь, необходимы исследования
и разработка инструментов создания новой школьной среды, апробация «пилотных» проектов, распространение
результатов, обучение педагогов новым педагогическим моделям, а также изменения в подходах проектирования школ — как
на региональном, так и на мировом уровне.
По словам Пати Матилла, введение инноваций -это очень долгий путь. «Полная переделка всей школы занимает примерно
5 лет: если речь идет об одном классе, то можно уложиться в 2-3 месяца; если речь идет о перестройке материальной среды школы,
это займет около года, - рассказал он. - Но если мы хотим повлиять на учителей, обучить их новым моделям и поменять
полностью рабочую культуру в школе, начиная с образа профессионального мышления лидера школы, то это как минимум пять лет».
Докладчик обозначил пять уровней работы, необходимых для успешной реализации инноваций:
- Первое – позиция учителя (уход от фронтальных способов деятельности).
- Второе - мышление стратегического лидера школы.
- Третье – обучение учителей новым педагогическим моделям.
- Четвертое – внедрение цифровых технологий.
- Пятое - архитектурная среда.
Для достижения результата необходимо произвести изменения на каждом из этих уровней и соотнести их с будущим общества.
Участники мастер-класса пришли к выводу: «Изменение инфраструктуры – это системное изменение. Если меняется одно
звено, то должна изменится вся структура. Это изменение должно найти отражение или отклик во всех других элементах системы».
Евгений Морозов
|