Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Натальи Шадриной 

Доклад «Развитие самостоятельности школ как способ комплексной реализации проекта», заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Н.М.Шадрина

 



6 сентября 2012 года во Владикавказе в рамках окружного экспертно-аналитического семинара по теме повышения эффективности мониторинга и хода реализации направлений НОИ «Наша новая школа» с докладом «Развитие самостоятельности школ как способ комплексной реализации проекта» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Отсутствие самостоятельности школ – одна из проблем, которая часто звучала с уровня школ еще с 2005 года, отметила Наталья Шадрина.Однако сегодня самостоятельность школ еще не имеет места быть. Большинство руководителей школ формально относятся к муниципальным заданиям. По факту бюджетные школы от автономных мало отличаются. К тому же большинство школ в регионах Российской Федерации казенного типа, отсюда складывается ситуация, в которой казначейство становится управляющим органом для всех школ.

Сейчас, когда можно перейти в статус самостоятельной школы, только 4,9% школ страны воспользовались такой возможностью (в Республике Ингушетия, Северная Осетия-Алания - 1% школ). Эксперты называют причиной нежелания переходить в статус самостоятельной школы невысокий уровень компетентности руководителей, отсутствие кадров.

Существует несколько типов государственных и муниципальных учреждений: казенное учреждение, бюджетное и автономное. Казенное учреждение участвует в бюджетном процессе. Бюджетное и автономное образовательное учреждение не участвуют в бюджетном процессе. При этом автономные учреждения находятся в более выгодной позиции, чем бюджетные, т.к. у них имеется наблюдательный совет, который в полной мере разделяет финансовую ответственность директора.

Кроме того, автономное учреждение может открыть счет в любой другой кредитной организации, а бюджетное учреждение только в казначействе. Автономные учреждения могут выйти из структуры казначейства и совершать самостоятельные финансовые операции и сделки с ценными бумагами.

Следующий тезис – государственно-общественное управление. Органы государственно-общественного управления созданы во всех образовательных учреждениях: это управляющие, наблюдательные, попечительские советы. Но действует ли они? И могут ли влиять на увеличение финансирования и устанавливать нормы, участвовать в оценке предоставленных услуг, рекомендовать образовательное учреждение для дополнительного стимулирования? Без разделения полномочий не произойдет грамотного ГОУ.

При самостоятельном распоряжении бюджетом директор должен иметь представление о существующих нормативах, чтобы знать свой бюджет и распоряжаться им самостоятельно.

Наталия Шадрина представила риски введения ФГОС. Переход на ФГОС, по мнению эксперта, представляется сомнительным, если, например, образовательная программа учреждения, составленная на основе примерной, ничем кроме характеристики образовательного учреждения от нее практически не отличается: ни в одной рабочей программе нет других форм организации УВП, кроме урока, не прописана оценка качества, в сознании учителя не отложено, что должно что-то меняться. Преодоление данного риска возможно, если учителя будут ясно представлять, в каких других формах можно обучать детей, и будут свободно эти формы использовать.

Среди рисков несамостоятельности Наталья Шадрина отмечает:

Отсутствие самостоятельности школы не позволяет ей развиваться, не будет развития – школа не будет востребована потребителями. А если школа не востребована, то она не получит задания, а следовательно, не будет школы.

Главный посыл самостоятельности – это наличие стратегии развития школы, и отсюда возрастание ответственности школы за результат.

Боциева Марина, Дзахоева Лариса, аналитическая группа Республики Северная Осетия-Алания


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100