Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Александра Адамского 

Доклад  «Стратегия реализации направлений НОИ «ННШ» в 2013 году», научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» А.И.Адамский

 



6 сентября 2012 года во Владикавказе в рамках окружного экспертно-аналитического семинара по теме повышения эффективности мониторинга и хода реализации направлений НОИ «Наша новая школа» с докладом «Стратегия реализации направлений НОИ «Наша новая школа» в 2013 году» выступил научный руководитель Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

В рамках лекции были рассмотрены три актуальных для модернизации образования принципа:

1. Индивидуализация образования. Существует миф о том, что индивидуализация образования приводит к формированию индивидуалиста. Это заблуждение мешает продвижению этого понятия. На самом деле, по мнению докладчика, «только через индивидуализированное образование можно достичь максимального развития личности, и, соответственно, максимального вклада этой личности в развитие общества». Роль начальной школы, в этом смысле, - найти те способности и особенности ребенка, через которые он смог бы наиболее продуктивным способом осваивать культуру. В основной школе, по мысли эксперта, ребенку необходимо обеспечить максимальное количество проб, через которые он смог бы найти деятельность, способствующую его максимальной самореализации.

2. Рефлексия. Сам процесс модернизации образования нуждается в рефлексии с целью коррекции деятельности. Без коррекции не будет управления модернизацией. Среди позитивных сдвигов сегодня можно заметить, как изменился характер суждений участников модернизации: суждения стали более содержательными, и их уровень более высоким.

«Внутренние и внешние установки человека никогда не совпадают, - сказал Александр Адамский. - Если человек совершает работу, соединяя свои личные установки с внешними, то здесь возникает рефлексия». Творчество и развитие, по мнению эксперта, как раз лежат в промежутке несовпадений между внешними и внутренними установками. Большая часть управленцев пытаются руководствоваться в своей деятельности внешними задачами, однако этой энергии управления оказывается недостаточно для возникновения реального движения, развития.

Первый заместитель министра образования Чеченской Республики Хож-Ахмед Халадов (вопрос): Создается ощущение, что обсуждаемой схеме нет завершенности?

Александр Адамский (ответ): Действительно, вершиной данной схемы является норма, которая или корректируется, или строится заново, или остается неизменной. Результатом процесса управления должна быть динамика норм, иначе ситуация выходит из-под контроля. Управленец должен уметь видеть, под влиянием каких норм идет деятельность, без такого инструмента нет возможности управлять процессом. Битва за институализацию  образования фактически является битвой за государство.

Среди компетентностей учителя и управленца должно быть соблюдение норм. Например, такая норма, как «суверенитет детской личности», для учителя должна быть базовой. Но такие нормы трудно формализуются, они относятся к этическим. Сейчас большинство педагогических норм переходят в область этики. Из этого, кстати, вытекает кризис аттестации педагогов. Выходом из этой ситуации, могут стать социологические опросы, которые не самый лучший инструмент, но другого нет.

3.Социализация. Социализация ребенка заключается в его максимальной самореализации на благо других. Если  ребенок в школе не находит путей самореализации, он уходит в асоциальную деятельность. «Спорт, труд, общество - это не факультатив, - подчеркнул Александр Адамский. - Это равноценная возможность и образовательная траектория, для детей, которые не могут реализоваться в учебе. Это связано и с дошкольным образованием, которое должно развивать игровую и двигательную активность у детей».

«Спроектировать самореализацию нельзя, - считает эксперт, - можно только дать ребенку попробовать себя в разных областях в групповом, коллективном взаимодействии».

Также, в рамках доклада, был затронут вопрос тьюторорства (как педагогики индивидуальной поддержки). Тьютор – это отдельная специальность или это качество, которым должны обладать все учителя? «Мы стоим на пороге, когда тьюторские компетенции должны стать массовыми, - подчеркнул Александр Адамский. - Но так как не созданы способы нормирования их деятельности, мы не можем оплачивать эту работу. И возникает ситуация, когда из-за отсутствия инструментов управления нужные вещи сводятся к архаическим схемам только потому, что ими мы умеем управлять». В этом докладчик видит одну из основных причин кризиса модернизации.

Ректор ЧИПКРО, Ганга Эльмурзаева (вопрос): Как оценить достижения ребенка, которые не связаны с учебной деятельностью, и для которых нет инструментов оценивания?

Александр Адамский (ответ): Должна быть монооценка, включающая в себя базовый уровень. Если в подростковом возрасте ограничить индивидуальный путь развития, то мотивация на старшей  ступени обучения не возникнет.


Людмила Айдарова, Ирина Джанаева, Аза Маргиева, аналитическая группа Республики Северная Осетия - Алания

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100