Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа 3. Эффективные модели и механизмы выполнения обязательств в рамках МРСО в разрезе направлений. Координаторы: А.А.Антонова, М.А.Лихов




5 сентября 2012 года во Владикавказе в рамках научно-практического семинара по вопросам проведения электронного мониторинга эффектов реализации в 2012 году мероприятий по модернизации региональных систем общего образования в соответствии с Постановлением Правительства состоялась работа проектной группы «Эффективные модели и механизмы выполнения обязательств в рамках МРСО в разрезе направлений». Координаторы – эксперты Института проблем образовательной политики «Эврика» Алла Антонова и Мухаммед Лихов.

Директор Института проблем образовательной политики «Эврика» Алла Антонова предложила к обсуждению следующие вопросы:

- эффективность НСОТ;

- успешность перехода в начальной школе на ФГОС;

- эффективность существующей системы повышения квалификации и аттестации учителей.

В процессе обсуждения состоялся обмен мнениями:

Роберт Плиев, директор ГОУ СОШ №47 г.Владикавказа поставил вопрос о том, что есть образование - ценность или услуга. Он предложил интересную метафору: образование как «конвейер», качество каждого этапа которого должно влиять на качество конечного продукта. Своевременный мониторинг услуги на каждом этапе поможет определить качество и выявить недостатки, избежать их дублирование на последующих этапах. Сколько нужно предоставить услуг, чтобы результат был удовлетворительным, и каким должен мониторинг? К сожалению не все директора хотят брать на себя такую ответственность. Не каждая школа готова к самостоятельности.

Людмила Кучиева, ректор Северо-Осетинского государственного педагогического института уточнила, что образование - это одновременно и ценность, и услуга (как механизм). Если педагог понимает, как и что он должен делать, у него будет удовлетворенность своей работой. Удовлетворенность родителей будет при развитом общественном управлении. Но должна быть и удовлетворенность ученика учебным процессом. При совпадении этих факторов можно говорить об удовлетворенности общества образовательным процессом.

Модель мониторинга должна быть максимально адаптированной к любой ситуации.

Алла Антонова подчеркнула, что мониторинг должен начинаться с самомониторинга (оценки своего роста и динамики развития).

Людмила Макиева, старший специалист отдела общего образования Министерства образования и науки Республики Северная Осетия – Алания поставила проблемные вопросы:

- какие механизмы будут использоваться для оценки деятельности школ?

- как измерить социализацию?

- какая школа является успешной?

- какая модель мониторинга должна функционировать (выпускники поступили в центральные вузы, в республиканские или в средние профессиональные учебные заведения. Можно ли определить, что важнее?)

НСОТ положительно сказалась на качестве труда педагогов, которые хотят работать по новому, расти. Появились новые средства обучения, лабораторное оборудование и т.д., которые обеспечивают новый уровень образовательного процесса. Хотелось бы, чтобы финансирование школ не было одинаковым, а зависело от уровня предоставляемых образовательных услуг.

Алла Антонова отметила, что стоит перенять опыт регионов, в которых появилось конкурсное обеспечение школ в зависимости от их достижений.

Лидия Белогурова, проректор по учебно-методической работе СОРИПКРО, указала на парадокс: профильные группы вести намного труднее, людей в группе мало, значит, учителя получат меньше.

При обсуждении данной проблемы было отмечено, что, с одной стороны, решение по финансированию принимает сам директор, но, с другой стороны, при достойной оплате таких групп школа может выйти за рамки денежных лимитов. Выходом может стать индивидуальная образовательная программа.

Было высказано мнение, что качество оценки труда все равно идет по формальным признакам. И даже аттестация мало влияет на размер заработный платы. Напрашивается вывод: может быть, необходимо разработать новую модель аттестации или повысить требования к высшей и первой категориям.

Наталья Зубко, старший специалист Министерства образования и науки Республики Северная Осетия – Алания отметила, что личностные и индивидуальные качества тоже не всегда укладываются в рамки проводимых нововведений. Есть психологические сложности процесса модернизации. Критерии, по которым родители оценивают школы, часто совершенно не соотносятся с официальными показателями.

В процессе обсуждения было высказано мнение, что общество не сформулировало заказ на гражданина, который ему нужен. Может быть, проблема еще и в этом?

Людмила Бугулова, директор СОШ №3 г.Алагира, отметила, что за последние годы образование пережило столько реформ, что нет времени освоить, проанализировать и закрепить достижения. Внутренне педагогические коллективы готовы принять новое, но многие инновации способствуют скорее конфронтации в коллективах. Учитель оказался под прессингом со стороны разных инстанций. Внедрению нового мешает отсутствие должного финансирования.

Касполат Коцлов, начальник УЦО Кировского района отметил, что новые идеи не всегда экономически обоснованы. С этим во многом и связаны проблемы модернизации.

Аналитическая группа Республики Северная Осетия-Алания


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100