Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Владимира Бацына 

Доклад «Новое качество образования: возможности и перспективы», руководитель отдела региональной образовательной политики АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» В.К.Бацын




5 сентября 2012 года во Владикавказе в рамках научно-практического семинара по вопросам проведения электронного мониторинга эффектов реализации в 2012 году мероприятий по модернизации региональных систем общего образования в соответствии с Постановлением Правительства с докладом «Новое качество образования: возможности и перспективы» выступил руководитель отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика» Владимир Бацын.

Владимир Бацын сформулировал главный вопрос: что является целью, средством возможностей и перспектив, есть ли иерархия целей? Кто эти цели ставит?

«Цели ставим подчас не мы, нам их ставят, но мы их своими не считаем, не спрашиваем себя, каковы коллективные и индивидуальные возможности - заметил эксперт, - все упирается в субъективный фактор, в демонстрацию одной способности: не осуществлять цели. Цель всегда субъектна, относительна. Можем ли мы сами в своей оболочке сказать, что я могу, каким образом моя деятельность может преодолеть то, что меня раздражает?»

Цель образования – развитие человеческого потенциала. Вопрос: Мы развиваем его? Если да, то, что позволяет это утверждать? Что изменилось в развитии человеческого потенциала с введением стандарта? Как сделать, чтобы образовательные программы были программами, развивающими человеческий потенциал?

Определение социокультурной миссии, которую школа собирается реализовать. Идея к 2012 году меняется, может ли школа определить задачи, которые решает? Школа не дает ответа, потому что все ее усилия направлены на то, чтобы вывести детей в социум. Что мы знаем о социуме, как установить контакт социума с учеником? Образовательная программа и есть создание тех средств и пространств, которые мы имеем в школе, но это только малая часть того, что мы понимаем под социализацией.

Что такое социальная адаптация, когда ребенка учат существованию в обществе, отвечая на вопрос, почему все так, а не иначе, почему наше общество такое и т.п. Это режим отношений с тем, что тебя окружает, это то, чего не хватает нашим детям.

Наши школы скорее западные, чем восточные. Западная школа - это школа критического мышления. Две тысячи учеников на уроке истории в выпускном классе изучают речь Президента Рейгана перед конгрессом. Перед каждым учеником лежит газета с речью, учитель дает установку: «К кому обращается президент? Если не к тебе, то к кому? Вашей семье, родителям? А если нет, то зачем эта речь вам?» Такая постановка вопросов воспитывает критическое мышление, что очень важно.

Восточная школа - это уже другое. Сто двадцать человек в классе (китайская школа). Как работать учителю? Здесь нет индивидуальных ответов, есть хоровой ответ, дети коллективно отвечают заранее выученные ответы. Но это не значит, что из школы выйдут неучи, которые не могут работать, мы знаем, что это не так.

Спектр различных образовательных моделей дает понять, что вырастет в обществе. Когда мы говорим о школе, то речь только об уровне того «багажа», который мы пытаемся вложить в ученика. Почему в условиях, когда перед нами 1 ученик, 75 учителей не могут помочь ему осознать себя? За 11 лет ведь можно мало-помалу узнать каждого. Пример, американская школа. Классный руководитель имеет место в учительской, куда в конце учебного дня к нему подходят учителя и отвечают на один вопрос: кто из моих учеников работал ниже своего потенциала? Если у нескольких учителей звучала одна и та же фамилия, классный руководитель звонит домой и спрашивает: что произошло вчера у вас дома, что ребенок был не готов? И речь идет не о его успешности, а о состоянии ребенка. При таком отношении ребенок чувствует, что он нужен, что о нем заботятся, его любят.

Подталкиваем ли мы учащихся к ответам и обдумыванию вопросов, каковы пределы его собственного «Я»? Когда ученик начинает задавать себе вопросы: что я могу или не могу, в чем мой интерес, что я буду с этого иметь? - хотя бы на уровне урока, то получается интересная картина.

Для начала создания нового образовательного пространства обязательно нужно неформальное обсуждение деятельности по развитию человеческого потенциала всех тех, кто этого желает (родителей, учителей, представителей общества).

Образование сегодня – это интенсивное включение ребенка по любому поводу, это то главное, чего ему не хватает. Чем активнее контакты учеников со взрослыми по различным проектам и темам, тем продуктивнее новые программы. Эта проблема особенно актуальна для тех систем образования, где сильны традиции.

Боциева Марина, Дзахоева Лариса, аналитическая группа Республики Северная Осетия-Алания


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100