Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Александра Адамского 

Доклад  «Эффекты и результаты модернизации региональных систем образования», научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» А.И.Адамский

 




5 сентября 2012 года во Владикавказе в рамках научно-практического семинара по вопросам проведения электронного мониторинга эффектов реализации в 2012 году мероприятий по модернизации региональных систем общего образования в соответствии с Постановлением Правительства с докладом «Эффекты и результаты модернизации региональной  системы образования» выступил научный руководитель Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

По словам докладчика, изменения в системе образования совершаются по трем направлениям: «меняется среда, меняются образовательные программы в школах, меняется сам учитель». При этом, он отметил, что «скорость изменения среды и программ намного превышают скорость изменения учителя». В связи с этим возникает задача, понять, в чем причина такого отставания и что будет,  если скорость изменения  среды будет расти, а учителя не будут успевать за этим ростом. «Это серьезная проблема, - подчеркнул Александр Адамский. – Сегодня мы видим драматичные попытки учителей начальных классов догнать техническую среду. Это проблема, и задача, которая может стать госзаданием  для педагогических вузов».

Результативность качества образования связана с системой оплаты труда (СОТ) и статусом учительства. Начинается масштабный проект по изменению оплаты труда работников дошкольных ОУ и учреждений дополнительного образования детей.

Основными принципами развития МРСО являются:

1. Комплексность проводимых изменений;

2. Финансирование, предполагающее применение новых, эффективных механизмов;

3. Социализация как сквозной образовательный результат детей.

Особое внимание было уделено самостоятельности образовательных учреждений, которая является одним из главных условий и принципов модернизации системы образования. Александр Адамский отметил, что сейчас самостоятельность ОУ является формальной, и причинами являются: 1. психологическая не готовность директоров и сотрудников ОУ брать ответственность за свою профессиональную деятельность, 2. муниципалитеты не стремятся обеспечивать самостоятельность школ (хотя являются формальными учредителями). Один из актуальных вопросов для обсуждения в этом направлении: «Стоит ли переводить учредительство  на региональный уровень»?

Ключевой параметр эффективности образования – это социализация учащихся. Это не только педагогическая, но и социально-экономическая проблема региона. Что будут делать выпускники образовательных учреждений, получившие качественное образование, если для них не найдется применения? Например, качество подготовки кадров для аграрного комплекса будет расти, а качество жизни на селе нет. В лучшем случае, специалист покинет село, в худшем найдет антисоциальные пути реализации своего потенциала. В этой связи, необходимо заранее обдумать вопрос финансовых вливаний в создание мест для высококлассных специалистов.

Еще один парадоксальный факт отмеченный докладчиком: даже небольшой рост заработной платы учителя опережает рост производительности его труда. Низкая производительность труда учителя, по мнению эксперта, связана с тем, что управленцам не удалось грамотно выстроить систему оплаты внеурочной деятельности, а также с неразвитостью информационной грамотности учителя при активном  развитии электронной среды. «Не отработана система оценивания достижений школьников, особенно во внеурочное время, хотя социальная значимость такой оценки огромна, - подчеркнул Александр Адамский. - При неправильной оценочной деятельности со стороны учителя, отметка превращается из фактора развития в наказание для ребенка. И в этом смысле производительность учителя идет по пути “гашения” ребенка, а не по пути его  развития».

Повышение заработной платы без повышения эффективности труда работника  негативно влияет на качество работы. На рост  производительности труда должны быть направлены нормативно-правовая база, техническое оснащение школ и система повышения квалификации.

Ирина Джанаева, Аза Маргиева, Людмила Айдарова, аналитическая группа Республики Северная Осетия - Алания



система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100