Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Алана Огоева 

Доклад министра образования и науки Республики Северная Осетия – Алания А.У.Огоева «Эффекты модернизации региональной системы общего образования Республики Северная Осетия - Алания»




5 сентября 2012 года во Владикавказе в рамках научно-практического семинара по вопросам проведения электронного мониторинга эффектов реализации в 2012 году мероприятий по модернизации региональных систем общего образования в соответствии с Постановлением Правительства с докладом «Эффекты модернизации региональной системы общего образования Республики Северная Осетия - Алания» выступил министр образования и науки Республики Северная Осетия – Алания Алан Огоев.

Алан Огоев подчеркнул, что национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила стратегию и основные направления развития общего образования Российской Федерации до 2015 года. Реализация Приоритетного национального проекта «Образование», участие Республики в КПМО позволили создать прочную основу для реализации мероприятий по модернизации системы образования Республики.

Правительством Республики Северная Осетия-Алания утверждены план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы; республиканская программа «Современная школа» на 2011-2015 годы, которые направлены на обеспечение системных изменений в образовании.

Мероприятия по модернизации системы общего образования в Республике носят выраженный социальный характер, обеспечивают повышение качества образования и, как следствие, рост уровня удовлетворенности населения качеством общего образования.

Внедрение и реализация механизмов модернизации и анализ их эффективности позволяют сегодня говорить о системных эффектах развития образования Республики.

Одним из важнейших направлений модернизации является повышение статуса и авторитета учителя. Обязательства Республики по повышению средней заработной платы учителей, как ключевой задачи этого направления, на данный период выполнены. Её значение в динамике роста составляет 13255 рублей. Гарантированность этого обеспечивается нормативным сопровождением, в частности, Постановлением Правительства Республики от 16.12.2011 №345, которым внесены изменения в Методику формирования системы оплаты труда и стимулирования учителей. Во всех школах установлена зависимость заработной платы педагогов от качества предоставляемых образовательных услуг. Обеспечены финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы, механизмы финансирования внеурочной деятельности. Введение НПФ и НСОТ позволило добиться увеличения бюджетных ассигнований на функционирование системы образования в целом и позволит выделить дополнительные средства из бюджета Республики на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Эффектами реализации данного направления являются:

-  создание условий для роста заработной платы учителей в зависимости от результативности и качества их труда;

-  обеспечение мотивации работников образования к повышению профессионализма в разных формах для работы в новых условиях.

Сегодня продолжается работа по совершенствованию НПФ и НСОТ в условиях введения ФГОС, решается вопрос введения норматива содержания общеобразовательных учреждений.

В этом учебном году в 22 школах Республики начинается апробация ФГОС основного общего образования. Всего в  ней примут участие 62 класса (1726 учащихся).

Утвержденный комплекс мер по модернизации системы общего образования отражает основные параметры нашей деятельности и направления расходования выделяемых средств, в том числе в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.

Эффект приближения образовательной среды школ к современным условиям подтверждается динамикой изменения значений основных показателей: доля школьников, которым предоставлено от 80 до 100% современных условий обучения, увеличилась с 49,5% в 2010 году до 78,7% в 2011 году.

Формирование компетенций «инновационного человека» должно начинаться еще до школы. Поэтому особая проблема - это охват детей дошкольным образованием. В Республике в прошлом году им было охвачено 53,6%, а в очереди в детские сады стояло более 8 тыс. детей. Принятая республиканская программа развития дошкольного образования улучшила показатели в этой области. Были реализованы мероприятия, позволившие ввести дополнительно 2197 мест.

Увеличилось количество дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность: в Республике функционируют 20 экспериментальных и 10 стажировочных площадок по организации инновационной деятельности.

Правительством Республики определена стратегическая задача – повышение заработной платы работников ДОУ с 01 декабря 2012 года и доведение ее в течение 2013 года до средней по экономике региона.

Одна из основных проблем в условиях введения ФГОС связана с развитием кадрового потенциала образования Республики. Система повышения квалификации в РСО-Алания учитывает весь комплекс изменений в образовании. Этим обусловлено введение накопительной системы повышения квалификации; образовательных модулей и предоставление учителю права выбирать необходимое ему содержание; развитие каскадной модели повышения квалификации.

Прогрессивная форма профессионального развития педагогов – организация сетевых социально-педагогических сообществ. В Республике их создано пока 3 (планируется 8).

Сетевые профессиональные сообщества рассматриваются как механизм:

•  быстрой коммуникации для решения профессиональных проблем;

•  совместного создания продуктов индивидуального и коллективного творчества;

•  представления личного опыта и соотнесения его с опытом коллег;

•  эффективного взаимодействия родителей, педагогов и обучающихся.

Комплекс мер, направленных на привлечение в школы молодых учителей, включает в себя:

1)  материальное стимулирование: в школах установлены доплаты до 3000 рублей учителям со стажем работы до 3 лет;

2)  организацию стажировочного этапа для выпускников вузов с выплатой материального стимулирования;

3)  содействие в дальнейшем профессиональном образовании молодых перспективных учителей, в том числе по магистерским и послевузовским  программам.

Принято Постановление Правительства Республики № 141 от 17 мая 2011 года по ипотечному кредитованию молодых учителей до 30 лет.

Сопутствующие эффекты:

1)  изменение мировоззрения учителей в направлении инновационного развития образования;

2)  освоение командами муниципальных образований и ОУ методов стратегического, проектного и программно-целевого управления развитием образования;

3)  установление взаимосвязи развития кадрового потенциала образовательной системы Республики, в том числе стимулирования лучших учителей, с адресной поддержкой.

Роль системы оценки качества образования, особенно в условиях модернизации, очевидна. В основу региональной системы оценки качества образования заложен принцип преемственности на всех ступенях образования, что обеспечивается через взаимосвязанные процедуры аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических работников, государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений - в форме ЕГЭ, мониторинги.

На базе созданных во всех муниципальных образованиях информационно-ресурсных центров и методических служб организованы территориальные отделы оценки качества образования. В школах созданы кабинеты оценки качества образования, оснащенные современным оборудованием и системами видеонаблюдения.

Использование автоматизированных систем оценивания позволяет обеспечить объективность оценочных процедур, исключить постороннее влияние на результаты, обеспечить экономию финансовых, кадровых, временных ресурсов, привлечь общественные институты к независимой внешней оценке качества образования.

В Республике в рамках модернизации образования сформирована единая информационно-коммуникационная образовательная среда. Сейчас идет активная работа над созданием единого электронного образовательного пространства. Его архитектура разработана научным и экспертным сообществом Республики.

Совершенствуется действующая в Республике модель дистанционного образования, что позволит решить проблему дефицита учителей, повышения квалификации педагогов без отрыва от работы и привлечения к образовательному процессу лучших специалистов вузов; обучать одаренных детей непосредственно по месту их проживания.

Активно используется и развивается опыт предыдущих лет по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья: оптимальная организация образовательного процесса, расширение возможности общения способствуют более успешной социальной адаптации каждого ребенка.

Дистанционное обучение также обеспечивает возможность получения качественного общего образования независимо от места жительства всеми детьми из малочисленных школ отдаленных населенных пунктов Республики.

В 2012 году 11 пилотных школ станут базовыми для организации дистанционного обучения и будут оснащены самым современным оборудованием. Северо-Осетинским республиканским институтом повышения квалификации работников образования разработан образовательный контент для обучающихся 1-11 классов по всем учебным предметам, включая предметы регионального компонента, в специальном международном формате SCORM 1.3, а для обучающихся 10-11 классов – на базовом и профильном уровнях. По программе «Обучение и сопровождение тьюторов по организации дистанционного образования в общеобразовательных учреждениях» прошли подготовку педагоги из каждой школы.

Сущность эффекта - в создании условий, обеспечивающих равные возможности интегрированного образования для всех групп обучаемых.

Эффективность реализации комплекса мер подтверждается показателями официальных региональных социологических исследований, проводимых по различным направлениям.

Государственно-общественное управление образованием в Республике развивается еще со времени реализации КПМО. Осознавая невозможность достижения качества образования без совместной деятельности профессионального педагогического сообщества, общественных институтов, органов власти всех уровней, в этом году от Республики подана заявка на получение статуса федеральной инновационной площадки по государственно-общественному управлению образованием.

Сегодня можно утверждать, что результаты деятельности по модернизации системы образования Республики позитивно влияют на ее социально-экономическое развитие, прежде всего в части повышения качества жизни населения и роста доверия всех участников образовательного процесса (родителей, учащихся, общественности) к проводимой государственной политике в области образования. 

В заключение Алан Огоев выразил уверенность, что последовательная реализация Комплекса мер позволит к 2017 году закрепить эффекты, достигнутые в ходе модернизации, на уровне системных.

Нина Бигаева, аналитическая группа Республики Северная Осетия-Алания


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100