Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу 

Шадрина Н.М., «Институциональные механизмы развития качества образования» 




 28 марта 2012 года в ЗАТО Северск в рамках Всероссийского образовательного форума «Актуальные направления развития образования: педагог, ребенок, семья, общество»  с докладом «Институциональные механизмы развития качества образования» выступила Наталья Шадрина, эксперт ИПОП "Эврика".

В своем выступлении Наталья Шадрина, в первую очередь, сказала о том, что современный этап развития системы образования характеризуется прежде всего институциональным характером происходящих изменений. То есть система образования России начала XXI века идет по пути развития норм, определяющих развитие качества образования.
Докладчиком были озвучены внешние признаки институциональных механизмов развития качества образования:

  • приняты федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, не за горами и принятие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • во всех регионах введено нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, которое позволяет активизировать конкурентные механизмы развития ОУ: школы конкурируют качеством услуг, увеличивая контингент учащихся;
  • во всех школах Российской Федерации введены новые системы оплаты труда, реализующие стимулирующие принципы оплаты труда: оплата за количество и качество труда, а не только за часы;
  • не позднее июля 2012 года бюджетные и автономные учреждения станут реализовывать муниципальные (государственные) задания, в которых возможно закладывать параметры качества образовательных услуг в соответствии с современными представлениями о качестве образования;
  • введен новый порядок аттестации учителей, ориентированный на объективные процедуры определения соответствия учителей занимаемой должности, а также требованиям, необходимым и достаточным для присвоения квалификационной категории.
  • Необходимо, чтобы эти нормы были выращены в деятельности участниками образовательного процесса.

Что касается повышения квалификации учителей, Наталья Шадрина отмечает, что учитель вряд ли сможет с 1 сентября очередного учебного года начать работать по новым ФГОС начального общего образования. Даже если учитель пройдет традиционное повышение квалификации: узнает о структуре ООП, познакомится и даже выучит требования к результатам образования, будет снабжен инструкциями к применению новых учебников и методических материалов по применению новых инструментов оценки детских результатов, он не может ими воспользоваться, не имея практики.


Повышение квалификации должно позволить учителю:

  • «прожить» собственный опыт учебной деятельности;
  • реализовать учителю собственную индивидуальную программу;
  • получить умную тьюторскую поддержку, а не менторское сопровождение.

И тогда повышение квалификации может стать институтом развития качества образования. А площадкой для таких институтов может стать реальная школа с реальной деятельностью, в которой новое качество образования стало нормой. «И в Томской области такие школы есть - это томская школа "Эврика-развитие", гимназия из Северска и другие. Именно такие школы могли бы стать реальными площадками для повышения квалификации, стажерские практики в таких школах могут стать реальными институтами развития качества образования», - говорит эксперт.
Нужно понимать, что новые нормы передаются «инфекционным» путем. Новыми нормами нужно «заболеть», они требуют легализации в образовательном процессе в школе. Тут начинают работать и ключевые принципы оплаты труда, и новый порядок аттестации учителя, и новый уклад жизни в школе .
Если в процессе проектирования ООП НОО или по итогам этого проектирования не начиняет меняться уклад жизни в начальной школе – значит, ООП лишь формально воспроизводит примерную образовательную программу или добавляет в тело «старых» программ новые фрагменты чего-то неосознанного и не пережитого нового, отмечает докладчик. Или другой вариант – школа уже работала в рамках ФГОС, еще до его принятия, примером таких ОУ являются школы развивающего обучения. Важно понимать, что самостоятельность, которая появляется сейчас в разработке и утверждении ООП ступени НОО, должна стать проектным поводом для переосмысления содержания образования в школе и изменения уклада школы. Такая проектная работа и должна стать средой для поддержки новых норм, которые стали внутренним регулятором профессиональной деятельности педагога.
Еще одним институтом качества должно быть положение о системе оплаты труда, разработанное школой в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами. Для этого необходимо, чтобы положение о системе оплаты труда легализовало все необходимые виды деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО. Внеурочные занятия с детьми и организация отдыха между первой и второй половиной дня школьника; проектная детьми на уроках (за счет часов учебного плана) и вне урока; возможность учета детских результатов в соответствии с требованиями ФГОС для стимулирования педагогов и др. 
«Аттестация педагогических работников также может и должна становиться институтом качества образования», - сообщает эксперт. Введение аттестации учителя на предмет соответствия занимаемой должности – это путь к предъявлению некоторых минимальных требований к профессиональной компетентности педагога. Аттестация должна фиксировать уровень профессиональной компетентности педагогов (насколько педагог готов к реализации требований ФГОС) и фактически должна сводиться к бинарной оценке – «соответствует занимаемой должности» или «не соответствует занимаемой должности», квалификационные категорий, которые в силу размытости границ между категориями и необеспеченностью достаточными финансовыми ресурсами для адекватной оплаты этих различий мешают становлению аттестации учителей как института качества образования.
Таким образом, понятно, что институциональная модернизация образования невозможна только через принятие необходимых норм на федеральном и региональном уровне. В первую очередь, необходимо выращивание этих норм в школьных коллективах, подогревать эти процессы управленчески на муниципальном и школьном уровнях. Поэтому сегодня необходимо зафиксировать, что успех модернизации образования полностью в руках местных органов самоуправления и школьных команд.

Алена Шадрина


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100