Инновационная образовательная сеть

Секция 3. «Создание современных условий обучения»




Ведущий: Директор Департамента регионального развития Минобрнауки России Сергей Сергеевич Кравцов

Эксперты: Алексей Львович Семенов, Светлана Михайловна Авдеева, Любовь Николаевна Феденко, Людмила Леонидовна Босова, Павел Геннадьевич Гудков.
 
Представители субъектов Российской Федерации: Пермский край, г.Москва, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Кемеровская область, Республика Северная Осетия-Алания.
 
Задачи работы:
1.Обсуждение вопросов, связанных с:
организацией дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях;
развитием сети малокомплектных школ в современных условиях;
требованиями к условиям обучения в новых ФГОС.
2.Разработка дорожной карты по созданию условий для развития перечисленных направлений.
В ходе работы секции были рассмотрены вопросы по следующим направлениям:
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся;
Развитие сети сельских школ в современных условиях;
Требования к условиям обучения в новом ФГОС.
 
Павел Гудков, советник заместителя министра образования и науки РФ, координатор комитета  Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) по образованию выступил с докладом на тему «Формирование ИКТ-инфраструктуры новой школы в соответствии с требованиями ФГОС». Докладчик рассказал о новых требованиях к ИКТ в соответствии с ФГОС; так, информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса; фиксацию хода образовательного 
процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе - дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.
 
Светлана Авдеева обозначила основные трудности использования современной среды обучения, на основании которых сформулировала ряд рекомендаций. Среди них рекомендации для ОУО, рекомендации по профессиональному развитию учителей, а также касательно самого учебного процесса и инфраструктуры. (подробнее – в презентации).
 
Любовь Феденко, заместитель директора ИСИО РАО  наметила основные направления деятельности по переходу на ФГОС. По её словам, необходимо создать условия для реализации ФГОС начального общего образования и основу для введения ФГОС основного общего образования (2013 г. – по мере готовности; 2015г. – обязательный переход), обеспечить разработку и реализацию основных образовательных  программ начального общего образования, а также обеспечить достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) начального общего образования. На уровне ОУ необходимо создать комфортную  развивающую образовательную  среду, обеспечивающую высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для всех участников образовательного процесса и гарантирующую охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья  обучающихся.
 
С точки зрения эксперта, для введения и реализации ФГОС необходим системный подход, включающий 6 направлений на 3 уровнях: федеральном, региональном, и уровне образовательного учреждения. Система условий, обеспечивающих введение и реализацию ФГОС:
  • Нормативные
  • Информационные
  • Организационные
  • Финансово-экономические
  • Кадровые
  • Материально-технические
 
Владислав Тотров, представитель Республики Северная Осетия-Алания выступил с докладом на тему «Создание современных условий обучения в условиях модернизации системы общего образования».
«В Республике Северная Осетия-Алания осуществляется системный подход к реализации всех требований стандарта: нормативных, организационных, информационных, финансово-экономических, кадровых, материально-технических. 
Утверждена  Программа модернизации системы общего образования  в Республике Северная Осетия-Алания «Современная школа» на 2011-2015 годы,  разработанная на основе перспективных программ развития образовательных учреждений и муниципальных программ развития образования,  с целью закрепления и развития положительных эффектов модернизации общего образования, достигнутых в ходе реализации комплексного проекта модернизации общего образования в 2007-2009 годах. 
 
В рамках нормативного обеспечения реализации ФГОС  был утвержден план действий Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания по организации введения федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования. 
 
Разработана необходимая нормативная база для реализации мероприятий по введению ФГОС начального общего образования.
Утверждены нормативные документы, регламентирующие минимальные требования к оснащённости общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями к минимальной  оснащенности учебного процесса и оборудо¬ванию учебных помещений,  к различным объектам инфраструктуры     образовательного учреждения с учетом требова¬ний к минимальной оснащенности учебного процесса.
 
2. В рамках организационного и методического обеспечения требованиям введения ФГОС создан Республиканский центр по  организации  введения  ФГОС начального общего образования, организовано  информационное  и программно-методическое сопровождение деятельности руководителей и учителей пилотных школ по  введению нового стандарта. 
 
3. В рамках информационного обеспечения требованиям введения ФГОС организовано изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения возможных дополнений в содержание  основной образовательной программы начального общего образования, в том числе через сайты образовательных учреждений.
На сайте Республиканского института повышения квалификации открыта страница «Стандарты второго поколения» с целью обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников  образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП.
 
4. В рамках финансово-экономического обеспечения ФГОС НОО  разработаны и утверждены  республиканские минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации основной образовательной программы.
Произведен  экономический расчёт стоимости обеспечения этих требований по каждой позиции.
Проведен мониторинг  условий реализации основной образовательной программы, имеющихся по факту в каждом образовательном учреждении.
В рамках реализация республиканской программы «Современная школа» распределено  освоение средств на обеспечение требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии  с ФГОС общего образования по годам на 20011-2015 гг.
 
5. Кадровое обеспечения требованиям введения ФГОС
Системный характер ФГОС задает соответствующую парадигму действий педагогических и управленческих  кадров, что учитывалось при разработке плана действий в области повышения квалификации педагогических кадров общеобразовательного учреждения как части общего плана  по введению нового ФГОС. 
В рамках модернизации системы образования республики планируется создание утвержденного постановлением Правительства РСО-А республиканского кадрового резерва руководителей образовательных учреждений,  состав которого пройдет переподготовку для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования». 
 
6. Материально-техническое обеспечение требованиям введения ФГОС. 
В рамках комплексного проекта модернизации образования проводилась активная работа по созданию современных условий в школах республики:  на ремонт и оснащение школ, повышение квалификации учителей выделено из Федерального бюджета 346,9 млн. рублей и 171,8 млн. руб. из республиканского.  Отремонтировано 25 сельских базовых школ.
В рамках реализации республиканской программы «Современная школа»  планируется создание в общеобразовательных учреждениях республики материально-технических условий реализации ФГОС общего образования в соответствии с  СанПиН, что позволит к 2015 году увеличить  долю школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными  современными требованиями к условиям обучения, в общей численности школьников с 76% до 90.
Планируется обеспечение доступа к государственным и муниципальным услугам (функциям) в сфере образования и науки в электронном виде с помощью универсальной электронной карты.
Создается Единый образовательный Интернет-портал Республики Северная Осетия - Алания с интеграцией наработанных баз данных и информационных систем. 
 
7. Заключение 
Первый этап системного обновления  образования республики завершен. Он позволил создать прочную основу для дальнейшего перехода к образовательным стандартам второго поколения. Достигнутые результаты закреплены  и получили дальнейшее развитие в республиканской программе «Современная школа».
 
Евгений Морозов
 
 

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика":
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 988-86-58 (59) E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" (с) 2001-2012


 Rambler's Top100