Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Поселение Никольское 
Ю.А. Петров - Качество и результативность образования как основа социально- экономического развития района 
Выставка-экспозиция педтехнологий Новое качество в нашей новой школе. Свободный микрофон 

Экспедиция в Мухоршибирский район




В работе экспедиции в Мухоршибирский район были представлены достижения, проблемы и перспективы развития муниципальной сети образования в рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа».
 
Всего в работе экспедиции участвовало около 200 человек. Из них 30 человек – это гости из Липецкой обл., Самарской обл., Томской обл., Забайкальского края, Республики Саха, г. Северобайкальска и районов Бурятии. С приветственным словом выступили замглавы по социальным вопросам Миронов И.С., начальник УО МО «Мухоршибирский район» Попова Л.В.
Центр национальных культур «Моя малая Родина» показал самобытность и многонациональность района. Далее на базе Хонхолойской СОШ была организована работа 4 дискуссионных площадок, осветивших проблемные вопросы реализации программы «Наша новая школа»
 
Здесь же была представлена выставка-экспозиция педагогических технологий «Новое качество в нашей новой школе».
 
Площадка 1. «Элитность учителя – в качестве его работы!». В работе дискуссионной площадки 1 «Наша новая школа – условие для эффективной работы учителя» были обсуждены проблемы совершенствования профессиональной компетентности и личности учителя. Современный педагог, прежде всего, должен быть носителем и созидателем, восприемником педагогического опыта и его продолжателем.
 
В этой связи, он должен обладать творческой индивидуальностью, самобытным педагогическим мышлением, и быть компетентным в области безопасности жизнедеятельности. Активно участвовали в дискуссии представители из респ. Саха и Самарской обл. Для эффективной работы учителя в условиях ННШ нужны более четкие механизмы мотивации (стимулирования) в условиях НСОТ. Остро обсуждались вопросы обновления системы аттестации, системы повышения квалификации и формирования системы непрерывного образования.Нам нужен новый взгляд на профессию учителя и повышение престижа профессии педагога.
 
Площадка 2. «Социальное партнерство –это решение проблем, связанных со здоровьем учащихся!». В работе дискуссионной площадки 2 «Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения» были выявлены и освещены вопросы использования здоровьесберегающих технологий в школе. В связи с реализацией программы «ННШ» это стало особо острым вопросом. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. 40 % негативных влияний связано со школой, с некомфортными условиями обучения. Школьные факторы риска: стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям детей, низкой функциональной грамотности педагогов.
 
Первым шагом школы в решении данных проблем должен стать анализ ситуации. Затем – выбор приоритетов и долгосрочный план по организации комплексной системной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья в зоне пересечения валеологии, педагогической поддержки т формирования культуры здоровья. Были освещены проблемы сохранения психического здоровья в приемной семье (Козяева Н.Р.); влияния волонтерского движения в рамках сетевого взаимодействия на здоровьесбережение школьников (Шангина Л.В.). Решением проблем сохранения здоровья было предложено социальное партнерство (Калашникова Н.Т., директор МОУ «Никольская СОШ»).
 
Площадка 3. «Шаг в будущее в Мухоршибирском районе сделан!» – Фомицкая Г.Н., зав.каф. педагогики БГУ. Работа дискуссионной площадки №3 «Интеграция основного и дополнительного образования как механизм выявления и поддержки одаренных детей». Был показан небольшой экспресс-ролик о работе с одаренными детьми в районе.
 
Одна из проблем местного сообщества в том, что один или несколько детей могут участвовать из года в год в нескольких районных олимпиадах одновременно. Как выстроить эту систему выявления одаренных детей и ее эффективной поддержки в реализации программы «ННЩ»? Как организовать диагностику одаренности в современной школе? В педагогике нет еще сформулированных определений и понятий слов «одаренность», «одаренный», «талантливый».
 
Массовая практика показывает, что эти понятия работают как синонимы. Однако это далеко не синонимы. Какова разница в подходах к работе с одаренными детьми? А дети с «особо образовательными потребностями»? В последние годы широкое распространение получило понятие «социально одаренный ребенок». Выступила с докладом учитель начальных классов Мухоршибирской СОШ Толоконова Н.Н., сделав акцент на организации дополнительного образования на базе своей школы. В их школе планируется ввести в работу 32 кружка!
 
Гомбожапова Туяна Викторовна – зам директора Хонхолойской СОШ с докладом «О направлениях интеграции основного и дополнительного образования в проекте образовательно-культурного-спортивного комплекса в с. Тугнуй».
 
Ученица Хонхолойской школы Полянская Настя сказала: «Я нашла свою звезду!». Она активно занимается в кружках «Рукоделие», «Журналистика» и «Фотодело». Имеет определенные успехи на районном и республиканком уровнях. «Успехи для меня – это второе дело, главное, что мне это нравится!».
 
Площадка 4. «Качество и результативность как основа содержания образовательной программы». Для реализации образовательной программы нужна своя образовательная среда, включающая особый тип отношений между учителем и учениками. Например, работа с субъектным опытом детей предполагает особую атмосферу доверия, сотрудничества, сотворчества на уроке. Ведь выявить субъектный опыт ученика можно лишь в процессе обмена содержанием знаний, через анализ встречи "мое и Ваше ". Со "держателями " этих знаний являются и учитель и ученик. Но этот процесс обмена смыслами, значениями должен быть специально организован с учетом позиции учителя как личности и как профессионала. Как личность он может иметь свои ценности; как профессионал он выступает в качестве носителя социокультурных образцов и должен добиваться их усвоения всеми учащимися. Таким образом, личностноориентированный образовательный процесс есть системное построение взаимосвязи процессов обучения, развития и учения.
 
Смыслообразующим моментом учения является образованность, как личностное новообразование, появляющееся только при специальной организации образовательного процесса, в основе которого лежит образовательная программа.
 
В работе пленума участвовало около 120 чел. Выступили:
1. Б.Ц.Цыдыпов, начальник МУ Бичурское РУО с докладом «Опыт и проблемы создания информационной образовательной среды на муниципальном уровне».
2. И.С. Миронов, зам. главы муниципального образования «Мухоршибирский район» по социальным вопросам с докладом «Качество и результативность образования как основа социально- экономического развития района». 
3. Е.А. Бурантарова, зав РМК Кяхтинского РУО «Проектирование современной образовательной среды в условиях приграничья» .
4. Иванова Н. Н., директор Новозаганской СОШ "Cоциальное партнерство в современном образовании».
5. Стрижев А.В., начальник отдела образования МО «Сочетание традиций и инноваций в формировании воспитательной системы школы».
 
Содержание докладов, а также дискуссии и свободный микрофон позволили сформулировать следующие положения: 
1. Необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей, необходимы разработка и выявление видов одаренности детей; разработка индивидуальных образовательных программ одаренных детей; разработка критериев эффективности деятельности реализации программ с одаренными детьми; организация профориентации одаренных детей; системная подготовка пед. кадров с одаренными детьми.
2. Внедрение «ННШ» требует совершенствования профессиональной компетентности и личности учителя. 
3. Использовать потенциал этнокультурных воспитательных практик, конфессиональной педагогики. 
  
Гости посетили Тугнуйский образовательно-культурный спортивный центр селе с одноименным названием. Только 2 дня назад с визитом здесь был премьер-министр Владимир Путин. Школа всех впечатлила своим масштабом и оснащением. Встретились с Дашей Варфоломеевой и ее мамой. «Именно такой мы и представляем себе Нашу Новую Школу» -сказали участники экспедиции.
 
Елена Бадмаева, Аюна Данзанова, аналитическая группа Республики Бурятия

Ю.Н. Шишигин, замдиректора гимназии им. А.Ф.Керенского,  Республика Саха (Якутия)

- Как, по вашему мнению, можно решить проблему профессиональной поддержки молодых специалистов?
- При реализации ННШ, конечно, необходима методическая и педагогическая поддержка молодых специалистов. Неплохой вариант - стажерские площадки, кураторство, наставничество. Опытным педагогам необходимо оплачивать за эту деятельность. В нашем образовательном учреждении предусмотрена оплата педагогам по НСОТ за наставничество.
- Каковы риски автономизации школ?
- Есть очень большой риск. Если в больших городах это реально, то на селе это невозможно. В селах народ бедствует. Люди не смогут получить платные образовательные услуги.  Нарушаются конституционные права.
 

Н.Г. Парлуков, замначальника управления образования, Республика Саха (Якутия)

- Как на ваш взгляд должна осуществляться  поддержка молодых педагогов- специалистов в рамках реализации инициативы «ННШ»?
- В нашей республике работает целая система по привлечению и поддержке учителей-выпускников вуза. Самая главная проблема молодого специалиста - это жилищная проблема.
Во-первых, у нас молодым на рабочем месте предоставляется жилье.
Во-вторых, предоставляются льготы по оплате различных услуг. Это хорошая поддержка.  Молодой учитель, специалист по определенной области – физик, химик, биолог и т.д., то есть включенной в федеральный перечень предметов, приезжает в отдаленный северный район. Он имеет право заключить контракт на 5 лет. И он должен отработать эти 5 лет на этом же месте. А после этого республиканский бюджет оплачивает 50% стоимости, например, квартиры в городе. Нужно будет только определится с местом жительства и выбрать понравившуюся квартиру. Я сам участник этой программы. И такие программы нужны. Они необходимы.
- Как в вашем регионе  решаются проблемы малокомплектных школ в связи  с введением ФГОС?
- Говоря о реализации нового проекта в нашем регионе, мы считаем, что особое внимание надо обратить на образовательные учреждения, в которых обучаются дети коренной национальности, чьи родители ведут кочевой и полукочевой образ жизни. Это школы-интернаты, кочевые школы. Как указано в проекте, повышение зарплаты педагога будет зависеть от результатов аттестации и качества его трудовой деятельности. Вот здесь, на наш взгляд, для учителей школ-интернатов и возникает проблема. Почему? Мы считаем, что дети данной категории не имеют равных стартовых возможностей для получения качественного образования. Условием для успешного освоения школьного стандарта является развитие ребенка в дошкольном возрасте. О каком развитии и готовности к школьному обучению можно говорить, если детям, чьи родители ведут кочевой и полукочевой образ жизни, не доступны дошкольные образовательные услуги? 
 

Г.Н. Фомицкая, к.п.н.,  завкафедрой  педагогики Бурятского госуниверситета, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

- Что вы можете сказать о механизмах функционирования общенациональной системы оценки качества в рамках реализации ННШ?

- Эти механизмы на самом деле только в разработке. Когда четыре года назад мы начинали реализовывать нацпроект «Образование», мы говорили о том, что необходимо создание общенациональной системы оценки качества образования.  С тех пор сделаны большие подвижки: созданы группы качества в отдельно взятых образовательных учреждениях, созданы структуры в муниципальных образованиях и на региональном уровне. Федеральная целевая программа развития образования до 2015 года сформулировала основную идею единой системы оценки качества. Здесь очень много составляющих. Сегодняшняя система оценки - «пятибалльная», уже морально себя изжила. Она уже необъективна в реальных условиях  современного урока – невозможно объективно оценить уровень учебных достижений. Необходима новая система  объективного, достаточно серьезного мониторинга и оценки качества с учетом национальных особенностей, которыми и отличаются региональные системы образования.  

В.Ц. Цыренов, к.п.н., доцент кафедры педагогики БГУ

- Каким образом интеграция основного и дополнительного образования способствует выявлению одаренных детей?
-   Общее образование не в состоянии в полной мере обеспечить выявление и поддержку талантливых и одаренных детей.  Необходима интеграция с дополнительным образованием. Сегодня на дискуссионной площадке №3 были представлены два проекта Мухоршибирского муниципального образования, в которых раскрытии эти механизмы  и пути интеграции. И сегодня ученица 11-го класса презентовала свои интересы и успехи именно благодаря такой интеграции. Необходимо консолидировать  усилия всех систем и ведомств, социальных институтов в системе общего и дополнительного образования.
 
Интервью подготовили Е.Н. Бадмаева, А.А. Данзанова 
 
 
 
 
 
 
 
 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100